
Главная в балетном мире премия – Benois de la danse – в 33-й раз назвала имена своих новых лауреатов. Приз вручали на Исторической сцене Большого театра, где и состоялась церемония вручения одной из самых престижных наград, которую во всем мире именуют балетным «Оскаром». В этом году приз и сам двухдневный фестиваль «Бенуа» посвятили памяти великого хореографа XX века Юрия Николаевича Григоровича, недавно ушедшего от нас.
Усилиями художественного руководителя программы и председателя приза «Бенуа», международной балетной звезды Светланы Захаровой балетный «Оскар» сохранил свой международный статус. Несмотря на сложную международную обстановку, ей удалось собрать авторитетное международное жюри, в состав которого помимо нее самой, как и всегда, вошли шесть деятелей мировой хореографии:Андриан Фадеев – худрук балета Мариинского театра и художественный руководитель – директор Театра балета им. Якобсона, Жан Гизерикс – этуаль Парижской оперы, педагог и хореограф, Синь Лили –худрук Шанхайского балета, международная балетная звезда Фарух Рузиматов, председатель Совета танца Йоханнесбурга (ЮАР) Эстер Нассер и худрук Международного фестиваля танца Ballet Globe International Dance Festival (Казахстан) Ерлан Андагулов.
В число номинантов попало 6 хореографов, столько же балерин и 7 танцовщиков из Казахстана, Франции, Китая, Южной Африки и России. Ввиду всем понятной и почти постоянной занятости артистов и хореографов (премьеры и спектакли никто не отменял) многие из номинантов на церемонию награждения не приезжают, а получают свои награды на «Бенуа» позже. Поэтому среди номинантов на высвеченную красную дорожку Исторической сцены Большого в этом году вышли всего 8 человек. Причем, как и предполагалось, не посетили церемонию награждения не только представители западных стран, таких как Франция. Неожиданно не доехали до Большого театра и многие номинированные российские танцовщики и хореографы (хореограф Александр Сергеев, танцовщики Михайловского театра Анжелина Воронцова и Никита Четвериков). Но по счастливому стечению обстоятельств, за исключением хореографа из Южной Африки Мтутузели Новембер, названного на церемонии лучшим хореографом, получили статуэтки Бенуа номинанты как раз на церемонии присутствующие и показавшие на состоявшемся после церемонии награждения концерте свое мастерство.
Так, танцовщик из ЮАР Джошуа Вильямс, посетивший Россию и Москву впервые и танцевавший на концерте интересный дуэт из балета «Глава вторая» новоявленного лауреата Бенуа среди хореографов Мтутузели Новембер, удивил зрителей своей невероятной пластичностью и доказал, что получил почетную награду по праву, а не из-за сложившихся обстоятельств. Хотя достойна ли была такой высокой награды хореография этого балета, по столь короткому номеру сказать трудно и тут приходится довериться мнению жюри. Но показанные в рамках концерта довольно длинные номера номинированных и благополучно прибывших на Бенуа хореографов из Казахстана (Мукарам Авхри), и из республики Коми (Россия; Андрей Меркурьев), такими достоинствами явно не обладали.
А вот кто на концерте действительно смотрелся великолепно – так это солист Большого театра Алексей Путинцев, эффектно станцевавший на Исторической сцене вместе со своей партнершей Маргаритой Шрайнер дуэт из недавней шекспировской премьеры Большого театра «Буря». В этом балете Алексей Путинцев действительно лучший. Так, как он танцует хореографию Вячеслава Самодурова, которая особенно выгодно подчеркивала достоинства этого великолепного танцовщика и его прекрасной партнерши, в Большом театре не танцует никто. Алексей Путинцев второй год подряд по заслугам выдвигается на балетный Оскар, но, к сожалению, второй год фортуна обходит его стороной. Надеемся, что так будет не всегда.

Действительно, конкуренция среди балетных артистов была на «Бенуа» невероятно высокая. Достаточно сказать, что вторым лауреатом Бенуа среди танцовщиков стал выдвинутый за исполнение таких партий, как принц Дезире в «Спящей красавице» и Меркуцио в балете Лавровского-Радлова «Ромео и Джульетта», премьер Большого театра Дмитрий Смилевски – один из самых сильных и перспективных на сегодня солистов Большого театра.

Правда, коротенькую вариацию Меркуцио он выбрал не очень удачно и не слишком в ней «прозвучал» на концерте. И гораздо лучше бы было, если бы он показался на вечере вручения наград «балетного Оскара» во всей красе в па-де-де из «Спящей красавицы». Зато Дмитрий Смилевски просто блистал великолепием своей техники и мастерства во второй вечер «Бенуа» – исполняя Большое классическое па Обера-Гзовского. Причем блистал не один: львиную долю успеха за превосходное исполнение этого балетного хита по справедливости разделила с ним и его партнерша Мария Кошкарева, та самая участница последнего Международного конкурса артистов балета в Москве, для которой один из членов жюри требовал не просто золотой медали, но Гран-при конкурса. Спустя три года Мария превратилась в превосходную и сильную балерину, устойчивость и баланс которой, необходимые в этом номере, просто поражали воображение.

В этом году на первом концерте «Бенуа» показали целых пять российских и московских премьер. В одной из них – Адажио из балета Делиба «Коппелия», номинированного на Бенуа хореографа Александра Сергеева, мировая премьера которой состоялась в Мариинском театре летом прошлого года, по-настоящему великолепной была единственная победительница Бенуа этого года среди танцовщиц, прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова. Вместе с премьером Мариинки Филиппом Стёпиным в этом Адажио они составили прекрасную и гармоничную пару.
Классики вообще на этом концерте показывали не слишком много, и другим счастливым исключением тут стала пара из Новосибирского театра оперы и балета: обладательница удлиненных певучих линий, номинант на Бенуа -2025 Виктория Данковцева и ее высокий красавец партнер Артем Пугачев, прекрасно станцевавшие «черное» па-де-де из балета «Лебединое озеро» Чайковского в классической хореографии Мариуса Петипа.

Первое отделение состоявшегося на другой день и уже ставшего традиционным второго вечера Фестиваля мирового балета Бенуа де ла Данс – «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты разных лет» устроители целиком и полностью составили из фрагментов балетов Юрия Николаевича Григоровича, памяти которого этот фестиваль и посвящен. Артисты Большого театра здесь показали и танец кукол из балета «Щелкунчик»; прима и премьер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш и Иван Михалёв лучились любовью в Адажио Хозяйки медной горы и Данилы из балета «Каменный цветок»; очень по-своему, оригинально интерпретировали свои партии, не похожие на других, Красов и Эгин, премьер и прима Большого театра Артемий Беляков и Алёна Ковалёва в Адажио из балета «Спартак». Но особенно эффектно провели свой Монолог Мехмене Бану и Ферхада из балета Юрия Григоровича «Легенда о любви» солисты Мариинки Никита Корнеев и Оксана Скорик. Впечатляюще получилась у них и знаменитая, очень сложная, и даже рискованная и травмоопасная, эротическая поддержка, когда балерина, поднятая вниз головой, раздвигает ноги в шпагат…

Второе отделение вечера «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты разных лет» была отдана практически полностью современной хореографии. Из множества номеров показанных здесь (а во втором отделии вечера выступали такие артисты как Владислав Лантратов, Джошуа Уильямс и Миа Кумбер, Фарух Рузиматов) особенно выделим Танго «Утомленное солнце» – Hommage a Astor Piazzolla на музыку Леонида Десятникова, выразительно исполненное премьерами Большого Екатериной Крысановой, вышедшей наконец на сцену после травмы, и Михаила Лобухина. И, конечно, Светлану Захарову в новом номере Александра Могилёва на музыку Ава Пярта: «…и не забудь полить цветок».

Собственно, второй вечер «Бенуа» и стал вечером-триумфом двух великих балерин начала XXI века, вышедших на Историческую сцену Большого театра: Светланы Захаровой и Люсии Лакарра – мировой звезды балета, тоже приехавшей в Москву после долгого перерыва.
Светлана Захарова вышла на сцену во второй вечер «Бенуа» дважды – в первом отделении она еще прекрасно и психологически тонко повела Монолог Анастасии из балета Юрия Григоровича «Иван Грозный».
Что касается танца Люсии Лакарра… Она появилась на сцене Большого театра со своим партнером и тоже международной балетной звездой, канадцем Метью Голдингом в миниатюре «Метель» на музыку русского композитора Георгия Свиридова, после возникшей на заднике поэтичной кинозарисовки, где среди мрачного леса встречаются двое людей… Встречаются мужчина и женщина – Голдинг и Лакарра… Падает снег… Здесь трудно подобрать слова… Потому что после такого исполнения этой, находящийся вне возраста, поистине божественной (не побоюсь этого слова) балерины и её мужественного партнера – любые слова становятся пустыми, ничего не значащими и близко не могущими предать впечатление от увиденного. Это было волшебство и торжество танца, поэзия и космос одновременно… Сильное душевное потрясение, после которого следует очищение… То самое чувство, которое древние греки называли Катарсисом…