Находка дня: Electro Gyrocator — «прадедушка» современных навигаторов

Fine-news 5 часов назад 19
Preview
 Electro Gyrocator — «прадедушка» современных навигаторов

Electro Gyrocator — революционный автомобильный навигатор 80-х годов, разработанный компаниями Honda и Alps Alpine (тогда Alps Electric). Он считается первым в истории встроенным навигационным устройством для авто и «прадедом» современных GPS-систем.

Первую версию Electro Gyrocator Honda представила для японского рынка в 1981 году. Уже через год навигатор попал в США. Работала эта штучка без всяких спутников, по принципу инерциальной навигации. Прибор вычислял текущее положение автомобиля, основываясь на начальной точке и отслеживая направление движения, попутно сравнивая его с пройденным расстоянием. 

В основе системы был газоразрядный гироскоп. Этот датчик, заполненный гелием, измерял угловую скорость поворота автомобиля вокруг вертикальной оси (рыскание). Когда машина поворачивала, поток ионизированного гелия внутри датчика отклонялся под действием сил Кориолиса. Это отклонение фиксировалось электродами и преобразовывалось в электрический сигнал. 

Параллельно включался датчик пробега, подсоединенный к механическому спидометру через тросик. Он измерял пройденное расстояние, подсчитывая обороты тросика. Датчик пробега и гироскоп отправляли данные на бортовой компьютер, который пересчитывал на основе этих данных и известной начальной точки, введенной водителем, текущие координаты автомобиля на карте.

Карты — это отдельный шедевр. 6-дюймовый монитор с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) показывал координаты на монохромном зеленом дисплее (как в третьем Fallout), встроенном в центральную консоль. Работал монитор с физическими картами — прозрачными слайдами, изготовленными из пластика. Каждый слайд соответствовал определенному масштабу региона (например, весь Токио или увеличенный центр города). 

Водитель должен был вручную вставлять нужную карту в специальный слот рядом с дисплеем, а изображение с карты-слайда проецировалось на заднюю сторону ЭЛТ-экрана. Компьютер, зная координаты, управлял электронным лучом ЭЛТ, который «подсвечивал» яркую зеленую точку на проекции карты, показывая текущее местоположение автомобиля. Перекрестие (курсор) на экране можно было перемещать с помощью джойстика для ввода точек назначения или просмотра карты.

Система не знала дорог в современном понимании — она просто показывала, где вы находитесь на статичной карте. Был и другой вариант. Водитель перемещал перекрестие на желаемую точку назначения на карте, после чего аппарат вычислял прямолинейное расстояние до цели и отображал его на экране. Повороты, естественно, не прокладывались. Это был просто указатель цели и расстояния до нее «по прямой».

Для своего времени Electro Gyrocator был абсолютной инновацией. Это было первое устройство, дающее водителю представление о своем точном местоположении на карте в режиме реального времени внутри автомобиля. Плюс, оно работало в любую погоду, в тоннелях, в «каньонах» из зданий — там, где ранние GPS отказывали. 

Но минусов было гораздо больше. Например, любая неточность измерения гироскопом угла поворота или датчиком пробега (буксование колес, неравномерный износ шин) накапливалась со временем и расстоянием. Требовалась регулярная ручная коррекция положения на известных точках. К тому же карты на пленках были фиксированными и не обновляемыми. Новые дороги, развязки, изменения маршрутов не отражались. Да и набор карт был ограничен, к тому же необходимость вручную менять карты и каждый раз точно устанавливать начальную позицию была неудобной. 

А уж про огромную стоимость и говорить нечего — американская цена 1982 года в $3000 эквивалентна примерно $10,000 сегодня. И все же это гениальное инженерное решение своего времени, использовавшее передовые (хотя и аналоговые) технологии для решения сложной задачи без помощи спутников. 

Источник
Читать продолжение в источнике: Fine-news
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'