
Леонида Гайдая по праву считают одним из наиболее выдающихся и любимых режиссеров отечественного кинематографа. Его картины «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Операция «Ы» стали классикой национального кино и продолжают привлекать зрителей.
Однако в фильмографии мастера присутствуют и работы, не снискавшие признания публики, несмотря на известные имена в актерском составе и несомненный талант постановщика. Одной из таких лент стала картина «Опасно для жизни», созданная в 1985 году в период первых преобразований перестроечной эпохи.
В этой работе Леонид Гайдай отошел от привычной манеры и сделал акцент на мягком, лиричном юморе, однако зрители не обнаружили в фильме характерной для режиссера комедийной энергии. Даже участие популярных актеров — Ларисы Удовиченко, Георгия Вицина и Леонида Куравлева — не уберегло картину от критических оценок. По мнению аудитории, в ленте недоставало фирменной эксцентрики, а сюжетное построение казалось излишне упрощенным.
Подобная участь ожидала и позднюю работу режиссера — картину «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Ограниченное финансирование не позволило реализовать творческие замыслы в полном объеме, а съемки с зарубежными артистами вызвали сложности: американские актеры отказывались работать за символические гонорары. В результате на главную женскую роль была утверждена малоизвестная актриса Келли Мак Грил, для которой этот проект оказался единственным в карьере. По свидетельствам современников, отдельные сцены снимались на любительскую камеру.
Трудности сопровождали и создание ленты «Инкогнито из Петербурга» — вольной экранизации гоголевского «Ревизора». Сценарий многократно перерабатывали, а название изменили по требованию руководства. Несмотря на блестящий актерский ансамбль — Анатолия Папанова, Нонну Мордюкову, Александра Ширвиндта — прокатные показатели оказались скромными: около пяти миллионов зрителей. Исполнение главной роли Сергеем Мигицко также вызвало неоднозначную реакцию.
Читайте также: Что написано через «Ы»: в комедии про Шурика обнаружились «секретные» издевки Гайдая