
Спидометр рассчитывает скорость, основываясь на сигналах от датчиков, которые измеряют частоту вращения элементов трансмиссии или колёс. В автомобилях прошлых поколений использовались механические приводы, тогда как современные машины полагаются на электронные системы, работающие совместно с системой стабилизации и ABS. Итоговая информация поступает на панель приборов в авто.
Однако при замене штатных шин на колеса с нестандартным диаметром точность спидометра может снижаться. Изменения в размере колёсного обода влияют на длину пройденного пути за один оборот, что приводит к неточностям в показаниях спидометра. Это особенно важно учитывать при внесении конструктивных изменений.
В таких случаях системы GPS и ГЛОНАСС могут давать более объективные данные, поскольку они определяют скорость на основании данных со спутника. Сравнение с внешними средствами контроля, например, дорожными радарами, часто показывает, что именно показания в навигаторе смартфона ближе к фактической скорости, чем данные штатного спидометра.
Навигатор рассчитывает реальную скорость на основе информации от спутников, фиксируя перемещение автомобиля в пространстве. При стабильном сигнале его показания обычно точнее, особенно на открытых участках дороги. Если важна высокая точность, предпочтительнее ориентироваться на смартфон. Хотя на правильность результатов могут влиять погодные условия и нагрузка на сеть, современные навигаторы показывают более точную скорость, особенно при высоких скоростях.
Почему же тогда цифры на панели и в навигаторе не совпадают? Дело в том, что спидометры намеренно немного завышают скорость. Это предусмотрено производителями в целях безопасности. Причём с увеличением скорости разница становится заметнее: при 40 км/ч реальная скорость может быть около 38, а при 130 – примерно 120 км/ч. Эти расхождения невелики, но в некоторых случаях именно они становятся причиной штрафов.