В Евангелиях Иисус Христос говорит, что те, кто не последует за ним, не достигнут Царства небесного. Следовательно, все, кто не верит в Бога, то есть атеисты, попадут не в рай, а в ад. Неужели это касается в том числе добрых атеистов, которые могут служить образцом христианской добродетели
Ниже я привел цитаты православных мыслителей, которые высказались о проблеме спасения атеистов. В истории православной мысли к атеизму почти всегда было негативное отношение, а вопрос о спасении атеистов часто не поднимался, потому что ответ очевиден — если инославные христиане или иноверцы не достойны спасения, то атеисты подавно. Однако есть православные теологи и священники, которые дали более точный ответ на поставленный вопрос.
Митрополит Тихон (Шевкунов) считает, что нет, не спасутся:
«Нет, не спасутся. Мы за Бога решать ничего не можем, но того спасения, о котором говорит Святая Православная Церковь, полного соединения с Богом и Богосыновства лишены все, кроме православных христиан».
С одной стороны Тихон утверждает, что за Бога решать нельзя, однако путь спасения, предложенный церковью, недоступен для атеистов. Позиция Тихона достаточно взвешенная, так как он оставляет возможность Богу сделать окончательное решение в отношении атеистов.
Похожей позиции придерживается ряд других православных деятелей. Теолог Сергей Худиев считает, что не стоит выносить суждения за Иисуса Христа, однако это не значит, что спасения достойны те, кто находится вне церкви:
«Я не берусь судить о том, спасет ли Христос вообще кого-нибудь вне Церкви — я не знаю, того, чего я не знаю».
То же самое утверждает иерей Евгений Чебыкин:
«Однако это не дает нам повода утверждать, что все-все без исключения люди, не являющиеся по тем или иным причинам частью нашей Церкви, обречены на погибель».
Протоиерей Максим Первозванский также оставляет вопрос открытым:
«Мы не можем никак ограничить Бога, но мы знаем, что лично нам Бог предлагает определенный путь спасения через церковные Таинства, через церковную жизнь, через исполнение заповедей».
Однако раньше православные мыслители были более категоричны в этом вопросе. Преподобный Иосиф Оптинский говорит, что спасение может быть только при покаянии пред Иисусом, что невозможно для атеиста:
«Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение»
Святой Афанасий Великий утверждает, что спасения достойны только те, кто имеет правильную веру:
«Кто хочет спастись, тот должен прежде всего содержать кафолическую веру, коей если кто не соблюдет в целости и непорочности, тот несомненно погибнет навсегда».
Святой Иларион (Троицкий) пишет, что вне церкви нет спасения:
«Вне Церкви нет спасения! Спасает людей их любовь, которая есть благодать Нового Завета».
Святой Игнатий Брянчанинов в книге «О невозможности спасения иноверцев и еретиков» критикует позицию, при которой Бог не может наказывать добрых неверующих:
«Что ж Вам говорит Ваш здравый разум Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно Вашему здравому разуму! – мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такаго всеблагаго Существа, как Бог. – Конечно, было Вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию – Нет! но здравый разум показывает это. – А! Ваш здравый разум!»
Преподобный Амвросий Оптинский высказывает подобную позицию:
«Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты».
Святой Амвросий утверждает, что безбожие основано на отказе вложенного в нас с рождения чувства веры в Бога, поэтому безбожники сами виноваты.
Протоиерей Георгий Максимов, один из самых ярких православных проповедников современности, который критикует православный модернизм, пишет в книге «Вне Церкви нет спасения» о своем опыте общения с православными, которые полагают, что вне церкви есть спасение:
«Я видел, насколько, оказывается, в головах современных православных распространено учение о том, что вне Церкви есть спасение. Не только относительно католиков — спасаться должны и некрещеные — «добрые мусульмане», «добрые идолопоклонники» и даже «добрые атеисты». Главное, чтобы человек добрые дела делал, а верит ли он в Бога, был ли крещен — это мелочи, на спасение не влияющие.
Когда я пытался ссылаться на то, что святые отцы учат совсем по-другому, я с изумлением видел у этих очень современных православных холодное презрение к святоотеческому свидетельству. Как и у Худиева — мол, подумаешь, какой-то там «набор цитат из святых», и что мне теперь из-за них от своего мнения отказываться»
В этом отрывке священник Георгий говорит, что вне церкви нет спасения, даже добрые иноверцы и атеисты не спасутся. Вдобавок критикует теолога Сергея Худиева, которого я упоминал выше.
Этой статьей я пытался продемонстрировать, что в православии нет единой концепции по вопросу спасения добрых атеистов. Одни считают, что Бог дал путь спасения — православие, но итогового решения по каждому мы знать не можем. Другие, более консервативные, строго полагают, что вне церкви спасения быть может, следовательно, добрые атеисты попадут в ад.
The post Попадут ли добрые атеисты в ад с точки зрения православия first appeared on Ёптель.