
Сторонники такой практики уверены, что азот гарантирует стабильность давления в покрышках – утверждается, что этот газ меньше подвержен температурным колебаниям, а значит, шины реже нуждаются в подкачке. Кроме того, азот, якобы, снижает риск повреждения покрышек при длительных поездках или высокой нагрузке, а благодаря постоянному давлению шины изнашиваются медленнее. При этом стоимость услуги относительно невысока, что делает её привлекательной для многих водителей. Однако, прежде чем соглашаться на процедуру, стоит разобраться: действительно ли азот работает так, как обещают, или это просто удачный рекламный трюк?
Основной аргумент шиномонтажников в пользу азота – его молекулы крупнее, чем у кислорода, поэтому газ медленнее просачивается через резину. Теоретически это должно снижать потерю давления. Однако научные факты опровергают это утверждение: молекулы азота и кислорода имеют почти идентичные размеры. Расхождение настолько мало, что даже высокоточное оборудование не может его зафиксировать. Кроме того, сам воздух на 78% состоит из азота и при сильном износе покрышки давление будет падать быстро, независимо от того, закачан ли в неё азот или обычный воздух. Хорошие шины сохраняют давление одинаково хорошо, какой бы газ в них не использовался.
Утверждение о том, что азот меньше реагирует на перепады температур, тоже не соответствует действительности. Считается, что он меньше расширяется при нагреве, обеспечивая стабильность давления. Но законы физики гласят: азот и воздушная смесь расширяются и сжимаются одинаково при изменении температуры.
Многие автовладельцы уверены, что закачка азота вместо воздуха делает колёса безопаснее – мол, этот газ не горит и снижает риск разрыва покрышек при перегреве. Некоторые даже думают, что “азотные” шины могут без последствий выдерживать экстремальные нагрузки. Шины действительно могут разрушиться от перегрева, но для этого нужны запредельные температуры – около 1000 градусов. Очевидно, что, если резина нагреется до таких значений, никакой азот её не спасёт – она просто сгорит или расплавится.
При этом некоторые поставщики услуг по закачке азота настойчиво рекомендуют держать давление в шинах ниже нормы, одновременно запрещая подкачку обычным воздухом и регулярные проверки. Подобные советы вызывают опасения, ведь контроль давления – важнейший элемент безопасности на дороге.
Таким образом, использование азота в шинах, скорее, удачный маркетинговый трюк, чем реальное техническое улучшение. Хотя сама услуга недорогая, никаких преимуществ перед воздухом она не дает.