
Страдания Джейсона Тейтума словно специально растянули, чтобы все смогли не только их прочувствовать, но и осознать.
Сначала мы были рядом с ним на площадке. Форвард «Селтикс» пытался вернуть мяч, потерянный Джейленом Брауном, но рухнул на паркет и завертелся в конвульсиях – кричал от боли, бил паркет руками, крутился вокруг себя, стучал здоровой ногой, орал и плакал в полотенце…
Уже в этом моменте было понятно, что это очень серьезно: ахилл на площадке рвали Дэмиан Лиллард, Кевин Дюрэнт, Кобе Брайант, но ни у кого это не вызывало столько боли и никто не мучился вот так тревожно.
Затем мы увидели Тейтума снова. Его увозили с арены на кресле-каталке: он закрывал лицо руками и все еще не мог прийти в себя от боли.
Если кому-то не хватило, то Марк Спирс с ESPN еще и передал разговор Тейтума с его отцом сразу после произошедшего.
«Его отец тренирует в Индонезии. Они ехали в Монголию на игру – через Южную Корею. Он смотрел игру на планшете и думал: «Вау, мой сын разрывает их». Он же там делал что хотел.
И тут его сын падает на паркет.
И хоть он и не играл на профессиональном уровне, он сразу понял, что это разрыв ахилла. Тут ему позвонила мать Джейсона, он не мог сдержать слез и вышел, чтобы прийти в себя.
Как только смог, Джейсон тоже ему позвонил – они плакали вместе. И Джейсон спрашивал его: «Почему я, отец? Почему я? Почему это произошло со мной?» А он ответил: «Сынок, такова воля Господа. Ты молод, ты со всем справишься». А еще он напомнил ему: «Не Кобе ли твой кумир? Кобе справился с этим?»
Он сказал, что больше всего его волнует психологический момент. У его сына впервые серьезная травма. Его не беспокоит физическое восстановление – его сыну нет и 30. А вот ментальная сторона – это другое».
Наконец, чтобы всем стало хоть чуть получше, Тейтум опубликовал довольную фотографию из больницы. Ему сделали операцию по восстановлению ахилла, и, по словам отца, он вернется в игру через 8-9 месяцев.

Джейсон Тейтум чуть ли не каждый год с прихода в лигу играет в финале Востока, является однозначным лидером все еще действующих чемпионов, показывает неординарные цифры (лидировал в прошлом плей-офф по основным показателям), но по-прежнему остается одним из самых недооцененных игроков НБА. Ему только исполнилось 27 лет, а он уже претендует на место в пантеоне самого титулованного клуба лиги (сразу за Биллом Расселлом, Бобом Кузи и Лэрри Бердом).
Во многом из-за этой недооценки, наверное, еще не пришло понимание того, что случившееся – огромная трагедия для лиги и для баскетбола.
Прежде всего, потому что Тейтум еще даже толком не вышел на свой пик. И мы давно не видели столь тяжелых травм у суперзвезд на таком этапе карьеры: и Дюрэнт, и Томпсон, и Лиллард рвали ахилл уже после 30.
К 27 годам у Тейтума накопилось 5 выходов в финалы конференции, почти 25 тысяч сыгранных минут за 706 матчей, включая плей-офф, почти 35 минут в среднем, 88 матчей за сезон на протяжении 8 лет. И это все без учета Олимпиады.
Никто в лиге не играл больше минут и больше матчей в НБА с 2017 года. Тейтум был одним из «железных людей» в НБА и год из года брал на себя колоссальную нагрузку.
Какие бы дефекты ни находили у него критики, Тейтум был лицом как минимум Восточной конференции – у него незаметно складывалась одна из крутейших карьер в истории баскетбола: к 27 годам два выхода в финал, один титул, ежегодные притязания на титул команды, в которой он был безусловным лидером, одним из лучших двусторонних игроков лиги и мотором для всего нападения.
Разрыв ахилла у него вполне равнозначен гипотетической ситуации, при которой Леброн Джеймс порвал бы ахилл в 27 лет, еще до перехода в «Майами» и сопутствующей эволюции и его стиля и командной модели вокруг него.

Это вдвойне ужасно хотя бы потому, что мы, скорее всего, не узнаем, чего именно лишились – только один человек в истории баскетбола полностью восстановился после травмы ахилла, да и у тому было это сделать гораздо проще, потому что его неблокируемый бросок дает ему очевидное преимущество.
Травма Тейтума накладывает отпечаток и на всю лигу.
«Бостон» был ближе всех к тому, чтобы стать династией в новейшей истории НБА. Только они в 2020-е дважды выходили в финал, 5 раз входили в четверку лучших, имели все шансы (если бы не травмы плей-офф) повторить успех, что случилось бы впервые с 2018 года.
Платежка «Селтикс» на следующий год должна была составить полмиллиарда долларов. И «Бостон» и так задумывался над тем, чтобы ее расчищать.
Теперь это неминуемо.
В раздевалке «Селтикс» после 4-го матча на раздавалось ни звука – потому что примерно все понимали, что травма Тейтума – это конец в том числе и этой версии команды. Им придется избавляться от контракта Дрю Холидэя, Эл Хорфорд явно не становится моложе, соглашение Джейлена Брауна выглядит чрезмерным без наличия рядом его партнера…
«Селтикс» предстоит перегруппироваться в надежде, что через год они вновь смогут построить что-то дееспособное вокруг восстановившегося Тейтума. И эта перестройка, и это возвращение не выглядят тем, на что можно закладываться с большой уверенностью.
Так что в каком-то смысле переживать боль Тейтума болельщикам «Селтикс» придется еще дольше.
Фото: Gettyimages.ru/Elsa