
Да, но не везде.
В Италии с 2019-го футбольные клубы не могут рекламировать букмекеров. Запрет вроде как тотальный, но выходит, что не совсем. Если посмотреть на форму финалиста Лиги чемпионов – «Интера».
Титульный спонсор «Интера» – компания, которая принадлежит букмекеру. И называется так же

На форме «Интера» лого титульного спонсора – Betsson Sport. По названию чувствуется шведский вайб и отношение к беттингу – вряд ли кто-то другой просто так использует корень bet.
Все так: первая ссылка, если гуглить Betsson, приведет на ставочный сайт. Это шведский оператор азартных игр, у него в портфеле и ставки на спорт, и покер, и казино, и прочие азартные игры.
А Betsson Sport – странный сайт на итальянском, по нему вообще ноль понимания, чем занимается организация. То ли благотворительность, то ли медиа, то ли что-то еще. И да, эта компания принадлежит группе Betsson – букмекеру.
Этот контракт подписали в 2024-м, на пятый год запрета беттинг-рекламы, причем он рекордный для «Интера» – более 30 миллионов евро в год. Больше, чем предлагали Qatar Airways. Клуб представил спонсора крайне туманно: заявили, что Betsson Sport – «инициатива для популяризации итальянских клубов».
Важно понимать: у «Интера» в тот момент были большие проблемы с деньгами (долги доходили до 800 млн евро), это привело к смене владельца – клуб перешел под управление американского инвестфонда Oaktree, который выступал кредитором предыдущего владельца Стивена Чжана. Поэтому неудивительно, что даже несколько миллионов евро в год – значимая история для миланцев.
При этом руководители группы Betsson даже и не пытались скрывать, что сайт Betsson Sport с джерси «Интера» предназначен, чтобы гнать трафик самому букмекеру.

«Что мы хорошо умеем делать в Betsson, так это быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Думаю, вся отрасль преуспела в этом, потому что, когда меняются правила, нужно меняться и самому. Мы к этому привыкли, ведь изменений всегда много», – говорил CEO БК Йеспер Свенссон.
Букмекеры и казино маскируются и обходят законы. Это система White Label
В Италии в 2019-м запретили как угодно рекламировать букмекеров на спортивных мероприятиях: на форме, на щитах, на билбордах. Так власти попытались побороть бесконтрольный рост беттинг-индустрии.
Руководство Серии А просило правительство не торопиться с принятием закона, переживая за потери клубов (оценивали в 120 миллионов евро), но чиновники не прислушались. Хотя на тот момент у 15 из 20 элитных клубов были беттинг-партнеры.
Поначалу итальянцы переключились на рекламу другой труднорегулируемой сферы – криптобирж и криптовалют. Но она оказалась не очень стабильна. Тот же «Интер» из-за кризиса на крипторынке не досчитался 25 млн евро по контракту с Digitalbits, после чего разорвал контракт, похожие проблемы были и у «Ромы» с тем же самым партнером: очередной транш по соглашению не долетел до римских счетов, блокчейн-компания оправдывалась сменой владельца и сменой курса.
Но не зря же у топ-клубов и крупных букмекеров большие штаты юристов: раз закон есть, нужно понять, как его обойти.
Сначала итальянские клубы стали активно искать так называемых региональных партнеров. Это букмекеры, у которых нет лицензии в Италии, но они платят за использование бренда на своей территории. Например, у «Ювентуса» есть официальный партнер в Беларуси – крупнейший местный букмекер Betera.
Есть и другой путь – как у «Интера», причем сами миланцы не уникальны: титульный спонсор «Пармы» – AdmiralBet.news, «Лечче» – BetItalyPlay, «Милана» – Boomerang Bet, а у многих клубов есть партнерство (не титульное) с сайтом Bwin.TV. Формально там можно смотреть обзоры Серии А, но, если вбить его в адресную строку вне Италии – редирект на сайт известного букмекера Bwin.

И это только в Италии, а ведь есть еще кейсы и из других стран – как в Англии с Испанией, так, например, и в Бельгии. «Брюгге» заменил на форме название спонсора Unibet на U-Experts – новостное приложение, созданное Unibet, со ссылками на ресурсы для азартных игр.
Букмекеры активно продвигаются даже на рынках, где это запрещено. Но как они это делают?
Схема выглядит так. Букмекер (или оператор азартных игр), чаще всего не имеющий лицензии в стране продвижения, создает юридически чистую компанию-прокладку, которой не нужна никакая лицензия, потому что у нее абсолютно другая сфера деятельности – от СМИ до благотворительности – и нет никаких ограничений на рекламу. Эта прокладка (сайт, приложение) либо почти полностью повторяет название букмекера, либо содержит ссылку на него.
В Великобритании, изучив вопрос регулирования в цифровую эпоху, даже дали определение такому способу продвижения – White label (система белой этикетки). Такая история вскрылась при подписании соглашения «Ноттингем Форест» и Kaiyun Sports в 2023-м. В релизе вообще никак не упоминали беттинг, но на деле компания была прокладкой для привлечения китайских бетторов, так хотели использовать популярность АПЛ на очень крупном китайском рынке.
Британская комиссия по гэмблингу выписывала «Ноттингему» (и другим английским клубам, которые действовали по этой схеме) предупреждениями и даже грозила штрафами из-за того, что сайты этих БК были доступны для британцев. Как только доступ пропадал, пропадали и вопросы.
По сути, из-за доступности и сложности регулирования серого рынка, любой офшорный оператор может зайти в любой топ-клуб по этой схеме. А бороться с этим более-менее пытаются только в Англии. В 2026-м и в АПЛ ограничат рекламу букмекеров на форме, но нет гарантий, что итальянские схемы не доберутся и сюда.
Италия же выбирает другой путь. Весной появились новости, что итальянцы могут легализовать рекламу букмекеров – всего через шесть лет после запрета. Общие потери клубов за это время оценивают в 700 миллионов евро.

Но Италия действительно решила углубиться в регулирование. По новому законопроекту клубы смогут рекламировать только легальных итальянских букмекеров. А часть доходов от ставок направят на развитие футбола: строительство стадионов, тренировочных площадок и популяризацию женского футбола. Кажется, чем-то напоминает российскую схему с отчислениями – возможно, стоит обратиться к российским коллегам за инструкцией.
Такое сотрудничество с беттинг-индустрией, похоже, становится самым эффективным. Потому что запрет либо уводит людей на нелегальные рынки (а государство и в целом спорт теряют деньги), либо остается вот настолько легким для обхода.
Прогнозы на Спортсе’‘: футбол, баскет, хоккей и теннис

Фото: Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Marco Luzzani, Alessandro Sabattini, Maurizio Lagana