

Обгон – это не просто объезд впереди идущей машины, а полноценная смена полосы с выездом на встречное направление и обязательным возвращением обратно. Это действие требует максимального внимания, особенно на загруженных дорогах. Ошибка здесь может обойтись очень дорого. Согласно ПДД, обгон допустим только слева. Если вы объезжаете транспорт справа – это уже не обгон, а опережение, и к нему применяются другие нормы.
Как рассказал представитель ГАИ в интервью порталу njcar.ru, важно помнить, что существует разметка, предупреждающая о приближении к сплошной: перед её началом длина штрихов прерывистой линии становится в три раза больше пробелов. Но этого сигнала бывает недостаточно: на скорости около 90 км/ч сто метров пролетают менее чем за 4 секунды. Если в этот момент водитель уже находится на встречной и завершает манёвр, выбора у него может не быть.
Формально, если вы пересекли сплошную линию, это нарушение. Но на практике инспекторы часто принимают во внимание реальную обстановку: хватало ли времени для манёвра, не было ли помех, создающих угрозу. Бывает, что в подобных случаях водителя не наказывают. Однако надеяться на понимание не стоит – всё зависит от конкретной ситуации. Согласно правилам, прежде чем начать обгон, водитель обязан объективно оценить всю дорожную обстановку, включая изменяющуюся разметку. Если не успел вернуться на свою полосу до начала сплошной, это уже считается пересечением запрещённой линии, а значит – нарушение.
Согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за такой манёвр полагается штраф до 7500 рублей либо лишение прав на срок до полугода. Всё зависит от обстоятельств и “досье” водителя. Если в истории водителя есть другие нарушения, ждать снисхождения не стоит. При наличии системных проступков наказание неизбежно. Лишение водительских прав – исключительно судебная прерогатива. Инспекторы ГИБДД лишь фиксируют нарушение, а окончательное решение остается за судом. Тем не менее, существуют нюансы, которые могут смягчить или отменить наказание.
Согласно ГОСТу, перед сплошной линией разметки обязательно должна идти удлиненная прерывистая протяженностью от 50 метров в населенных пунктах и от 100 метров – за их пределами. Если такой разметки не оказалось, это может послужить веской причиной для оспаривания штрафа. Даже после составления протокола можно зафиксировать недостаточную длину прерывистой линии. Плохая видимость разметки – тоже шанс избежать наказания. При этом запись с регистратора часто помогает подтвердить невиновность водителя и отсутствие умысла в нарушении.