
На советском плакате 1939 года «Фашизм – враг культуры» график и живописец Борис Пророков изображает нацизм в виде гориллы с кинжалом СС на поясе и окровавленным топором в руках. За спиной примата – готический немецкий городской пейзаж и снесенные памятники Дарвину и Генриху Гейне, под ногами – книги, запрещенные в гитлеровской Германии: Эйнштейн, Максим Горький, Роман Ролан. (Еще Карл Маркс, конечно же, но бог с ним, с Марксом).
Если такой плакат показать детям в сегодняшней школе, ребята без подсказок поймут, что такое хорошо (заступаться за культуру), а что такое – плохо (сносить памятники, как это делают в соседнем государстве, отрывать обложки и сдавать на макулатуру книги Чехова и Пушкина). Но только, как показал случай в поселке Тепличный Саратовской области, где учительницу Веру Башкову уволили после самодеятельной постановки «Сына полка» по повести Валентина Катаева, и антифашистский плакат Бориса Пророкова могут счесть… «пропагандой нацистской символики». Как-никак, на плечах восставшей обезьяны та самая «запрещенная» свастика.

В «скандальном» школьном спектакле враги допрашивают и мучают советского мальчика, юного помощника Красной армии Ваню Солнцева. Естественно, враги носят свою форму – нацистскую, а не красноармейскую, И, понятно, что не оригинальную, а с элементами. Но и в профессиональных спектаклях, и в фильмах о войне постановщики следуют исторической правде: оружие, еда, техника, папиросы – все должно быть немецкое. Даже на банке консервов в обязательном порядке -воинственный орел, распростерший хищные крылья над всей Европой, замахнувшийся на мировое господство. А профессиональные артисты вскидывают руку в знак приветствия, как тысячи раз делают герои культового отечественного телесериала «Семнадцать мгновений весны». А тут школьники в поселке, спектакль по Катаеву…

Фото: Кадр из фильма
Как объяснить поступок местной чиновницы от образования, решившей уволить «провинившегося» педагога? Не иначе как мракобесием, страхом за должность, идеально описанным Чеховым – «как бы чего не вышло». Но разве из-за одного инцидента, произошедшего в глубокой провинции, в стране, победившей фашизм, и старые плакаты тоже нужно переделывать, меняя подпись? Теперь мракобесие – враг культуры?
Ну, давайте отправим в поселок Тепличный Саратовской области экземпляр Кодекса об административных правонарушениях, в котором четко сказано: «Положения настоящей статьи (20.3, о пропаганде или публичном демонстрировании символики, запрещенной Федеральными законами. – И.В.) не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики… при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».
Если начать вычищать негативные образы из публичного пространства, то в результате наши дети перестанут отличать, где свой, а где чужой. Перестанут узнавать врага в лицо. Знаете, к чему это может привести? К новым случаям, когда к 9 Мая на баннере в центре города вместо Т-34 нарисуют немецкого «Тигра», а вместо бойца СВО – боевика ВСУ. И виноватой окажется «девочка-дизайнер». А может быть, все-таки школа?
Уверен, что компетентные органы разберутся в вопиющем случае. Учительницу восстановят в должности, а тем, кто решил «перестраховаться» и выплеснуть грязную воду вместе с младенцем, наоборот, вправят мозги. И больше ничто не омрачит 80-летие Победы, которое заслуживает того, чтобы не один день его праздновать, а в течение всего мая.