Митрополит Корнилий: русская старообрядческая церковь никогда не хотела объединения

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 6 часов назад

Старообрядцы были заметным фактором жизни дореволюционной РФ, но после Октябрьской революции и коренных перемен в обществе они будто бы выпали из поля зрения обывателя. Тем не менее, старообрядческая церковь существует до сих пор, принимает новейших членов и не собирается отказываться от своих традиций. «Газета.Ru» поговорила с митрополитом Корнилием и попыталась выяснить, насколько актуален спор «ново-» и «староверов» в XXI веке, а также чем старообрядцы отличаются от «обычных» православных христиан.

Старообрядцы были заметным фактором жизни дореволюционной РФ, но после Октябрьской революции и коренных перемен в обществе они будто бы выпали из поля зрения обывателя. Тем не менее, старообрядческая церковь существует до сих пор, принимает новейших членов и не собирается отказываться от своих традиций. «Газета.Ru» поговорила с митрополитом Корнилием и попыталась выяснить, насколько актуален спор «ново-» и «староверов» в XXI веке, а также чем старообрядцы отличаются от «обычных» православных христиан.

— Раскол Русской церкви произошел в середине XVII века, то есть, довольно давно. С тех пор сильно изменилась и «официальная» церковь, и сама Российская Федерация , да и весь мир. Изменился ли взгляд строобрядцев на реформы Никона, которые и вызвали раскол?

— Почти 350 лет назад произошел церковный раскол и те христиане, которые впоследствии получили широкое наименование «старообрядцы» — суть православные христиане. Для старообрядцев в оценке ими тех событий есть одно четкое руководство, не утерявшее актуальность вплоть до сегодняшнего дня. Это Священное Предание, как вероучительный источник. Это живое органическое развитие Церкви, Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании и Предании — предмет нашей веры. Ничем необоснованная ломка древних и, отметим, догматическо-вероучительных традиционных обычаев, чинов и всего того, что сегодня принято называть в светских кругах не совсем подходящим термином «обряд».

Мы стоим на позиции, что в середине XVII века произошло необоснованное изменение православных установлений, а историками доказано, что те «обряды», которые вводились Никоном — сомнительны, с точки зрения православного вероучения. Взять троеперстие. Как может быть «распинаема» Троица? Двоеперстие же символ Богочеловечества, исповедание Христа распятого, Его жертвы за наши грехи. Историко-археологических свидетельств об истинности двоеперстия на сегодня предостаточно, стоит просто открыть и прочитать.

— Понятно, что между старообрядцами и «новообрядцами» есть богословские и церковные разногласия. Однако для верующих людей главное в христианстве — это признание истинности Евангелия, вера в Троицу и искупительную жертву Христа. На этом фоне разногласия по поводу деталей крестного знамения или философские споры могут показаться современным людям несущественными и суетными. Вы так не считаете?

— Не нужно делать поспешные суждения относительно «главного», и...