В день можно пользоваться нейросетью три-четыре раза продолжительностью не более 25–30 минут для сохранения когнитивных функций мозга. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта МИРЭА – Российского технологического университета Юрий Силаев.
«Современные исследования показывают, что взаимодействие с ИИ напоминает тренировку мышц – умеренные нагрузки развивают, а чрезмерные вредят. Оптимально три-четыре сеанса в день по 25–30 минут каждый. Это сохраняет когнитивные функции, включая креативность и критическое мышление, используя ИИ как дополнение, а не замену. Пользователи, применяющие ИИ для проверки решений, сохраняют когнитивные функции на 89% эффективнее, чем те, кто полностью делегирует задачи нейросетям», – сказал Силаев.
Он отметил, что злоупотребление технологиями несет риски. «Регулярное использование ИИ более семи раз в день может снизить способность к запоминанию на 12–17% и ухудшить аналитическое мышление на 23–28%. Особую опасность представляет формирование «клипового мышления». Однако дозированное применение один-два раза в день способствует развитию многозадачности (улучшение на 15%), тренирует метакогнитивные навыки и ускоряет обработку сложной информации», – отметил Силаев.
В свою очередь, руководитель департамента иностранных языков Московского физико-технического института (МФТИ) Елена Базанова объяснила, что мозг необходимо тренировать, как мышцы.
«Языковые модели стоит использовать как инструмент для черновиков, структурирования идей и ускорения рутинных задач. Однако они не заменят специалиста: без знаний невозможно оценить результат или направить работу ИИ. Мозг необходимо тренировать как мышцы, иначе проблем не избежать», – пояснила Базанова.
Она рекомендовала для умственной стимуляции не принимать первый вариант ответа нейросети, а просить его дополнить.
«Чтобы нивелировать негативное влияние ИИ, важно использовать его как помощника, а не исполнителя, проверять ответы, развивать интеллект и навыки письма. Также важно использовать критическое мышление, сравнивать результаты ИИ с собственными знаниями и помнить о «галлюцинациях» нейросетей», – уточнила Базанова.
По словам директора Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ Дениса Кузьмина, чрезмерное использование нейросетей ведет к снижению активности мозга.
«В российских вузах нет официального запрета на ИИ при подготовке к экзамену, но преподаватели применяют системы распознавания его использования, и зачастую это видно по тексту. У нас в МФТИ есть многочасовые экзамены – справиться с ними, опираясь только на нейросети, невозможно. Система образования должна адаптироваться к технологиям, делая задачи более творческими и проводя более глубокие интервью со студентами – это позволит сохранять умственную активность, избегая последствий чрезмерного делегирования мышления машинам. Конечно, мы видим риски, но глушить интернет в аудитории – игра, в которую рано или поздно проиграешь. Важно изменить стиль задач и дольше интервьюировать студентов, чтобы понять, насколько они видят суть проблемы и осознают предлагаемое решение», – заключил Кузьмин.