Любовь – проклятие или благо: Театр на Юго-Западе размышляет над судьбой сеньора Хуана

Mospravda 2 часов назад 19
Preview

На сцене Московского Театра на Юго-Западе – премьера философской комедии «Последняя женщина сеньора Хуана» (16+) драматурга Леонида Жуховицкого в постановке заслуженного артиста России Олега Леушина.

Свой спектакль нынешний художественный руководитель коллектива посвятил основателю театра Валерию Беляковичу, который когда-то поставил это произведение и в нем же сам сыграл заглавную роль.

Олег Леушин повторять рисунок мастера не стал и предложил зрителю самостоятельную версию событий – психологичную и философски интригующую.

Что мы, зрители, в сущности знаем о сеньоре Хуане? Да, пожалуй, только то, что о нем страстно рассказывает в спектакле деревенский поэт Михо (артист Игорь Михмель) из Сан-Стефано. В его версии  жизни сеньора Хуана герой предстает измученным страстями и жаждой истины человеком, который сменил сотни женщин, сперва любя их, потом пытаясь понять, потом злоупотребляя своим пониманием. Но познав женщин, сеньор Хуан так и не познал истину и, впав в отчаяние, взбунтовался против непознаваемых сил природы. А убитый им некогда Командор заявился к Хуану на ужин и утащил героя туда, откуда никто не возвращался.

Александр Байдаков (Хозяин гостиницы)

Эта ставшая расхожей трактовка образа самой загадочной фигуры героя-любовника в мировой литературе, однако, так и не отвечает на вопрос, почему из многих миллионов мужчин, во все времена любивших женщин, человеческая память вот уже пять с лишним столетий хранит именно имя Дон Хуана?

Сцена из спектакля

В чем тут дело? На этот и другие вопросы и пытаются дать ответ создатели нового спектакля.

Олег Леушин (сеньор Хуан)

Пятидесятилетний сеньор Хуан (в блистательном, мощном исполнении Олега Леушина) бежит от назойливого внимания толпы в маленькую деревенскую гостиницу. Бежит, чтобы разобраться в  чувствах, ужасаясь кровавому и похотливому шлейфу, тянущемуся за ним следом. Леушин делает своего Хуана человеком сильным, волевым, ироничным, страдающим и… потерявшим вкус к жизни. А между тем он когда-то тайно мечтал о доме, где не будет эгоизма и лицемерия, где не станут чужую жизнь стелить себе под ноги, как половик. Он каждую ночь с новой женщиной возводил этот дом, а утро обращало замки в руины. И если раньше новая женщина была для Хуана сродни открытию прекрасной страны, то теперь у него ни от одной барышни, больше голова не идет кругом. Сеньор Хуан с ужасом размышляет о том, что, возможно, тысяча первый поцелуй и приятен, но в нем уже нет ничего сокровенного… А ведь именно эта сокровенность давала герою силы жить, преодолевать препятствия, спасая тех женщин, которые отчаялись и разочаровались в себе и в любви. Эта вера придавала смысл его существованию.

Олег Леушин (сеньор Хуан)

Итак, он бежит… Но как невозможно не заметить яркую комету, прорезающую ночное небо, так невозможно сеньору Хуану укрыться в Испании от подстерегающих его повсюду внимательных глаз. В какой глуши ни окажись – слава всегда несется галопом впереди героя. А за ним следом несутся самые разные люди, десятилетиями преследовавшие и обвиняющие сеньора во всех своих бедах. Такова уж природа человека и тогда, и сейчас, и этим спектакль актуален.

Сцена из спектакля

Среди окружения Хуана в деревенской гостинице неожиданно появляется жена Эльвира в экзальтированно ярком, почти гротескном исполнении актрисы Ксении Ефремовой. Двадцать лет назад эта самая Эльвира сама бросилась на шею Хуану, а появившийся тут же отец дал согласие на брак дочери и застенчивого студента, вовсе об этом не просившего. Молодой муж очень быстро сбежал от жены, которая его никогда не любила. На вопрос о том, была ли она счастлива, Эльвира с вызовом называет себя «приличной женщиной», тем самым давая понять, как далека от романтических «бредней». Но факт того, что у ее мужа после нее были женщины, стоящие гораздо ниже Эльвиры по социальному статусу, вызывает ее бешеную ревность, зависть и злость.

Сергей Бородинов (Карлос) и Олег Леушин (Хуан)

Не менее зол на Хуана и Карлос (Сергей Бородинов), преследующий сеньора из-за убитого брата-капитана. Ярость в Карлосе вызывает не столько факт убийства, сколько невозможность осуществить собственную заветную мечту: «Я фехтовал по три часа в день двадцать лет подряд, чтобы в старости про меня говорили: вон идет сеньор Карлос, который убил сеньора Хуана…» Но не случилось: сеньор Хуан превосходит Карлоса в мастерстве фехтования, а это, согласитесь, – мощный удар по самолюбию для старого вояки!

Тайно завидует Хуану и безликий человек с символическим именем Исполнитель (Денис Нагретдинов) .  Завидует, потому что Хуан видит свою, в общем-то, непростую жизнь в ярких цветных красках. А жизнь Исполнителя хоть и наделена безмерной властью, но блекла и беспросветно скучна.

Олег Леушин (Хуан) и Людмила Лазарева (Кончита)

В списке обиженных жизнью, а заодно и Хуаном, оказывается Матильда (Елена Лунцова) – жена хозяина гостиницы, у которой есть семеро детей, дом и муж. Только вот в ее картине мира этот муж не дотягивает, увы, до темперамента сеньора Хуана.

«Обделенным жизнью» воспринимается и сам хозяин гостиницы (Александр Байдаков), считающий себя последователем Хуана, пропагандирующий свободные отношения, но неспособный похвастаться ни единой победой над женщинами, кроме победы над собственной женой.

Наконец, тайно мечтает убить Хуана и неудачливый деревенский поэт Михо, чувствующий, что при отсутствии таланта за свою славу придется чем-то заплатить. И почему-то считает себя вправе расплатиться жизнью Хуана.

Олег Леушин (Хуан) и Елена Лунцова (Матильда)

Главного героя  – умного, чувственного, страдающего  от несовершенства мира, от его окружения отличает способность к действию и смелые парадоксальные решения. А окружение тем временем мнит себя жертвой. И мечтает урвать под шумок кусочек славы, любви, времени, раскаяния, жизни сеньора Хуана… Герой Олега Леушина постоянно с тоской слышит несущееся во след назойливое «Дай!» при том, что никто не готов ему сказать: «На».

Уже ни на что не надеясь, в маленькой деревенской гостинице в глуши Испании сеньор неожиданно  встречает ту, которая оказывается способна любить по-настоящему – скромную служанку Кончиту (Людмила Лазарева). Девятнадцатилетняя девушка, искренняя и наивная, считает себя некрасивой и мечтает, чтобы сеньор просто дотронулся до нее. Это, по поверью испанок, обращает дурнушек в красавиц.  «Ты вызываешь совсем иные желания: хочется укрыться в тебе, как в крепости, заслониться тобой от всего мира, – с удивлением размышляет Хуан, разглядывая девушку. – Наверное, это просто старость». И получает в ответ мудрое женское: «Для настоящего мужчины старость – крыша, которая венчает дом».

Людмила Лазарева (Кончита)

Отличительной чертой постановки в Театре на Юго-Западе является хорошая порция юмора, приправившая психологическую глубину всех персонажей, каждый из которых несет собственную правду. А поднимаемые артистами вопросы о свежести восприятия жизни выходят далеко за рамки любовной истории дона Хуана. Они легко экстраполируются, скажем, на тот же современный театр: вот как сделать так, чтобы спектакль годами оставался свеж и шел бы на аншлагах? Как сохранить незамыленным взгляд зрителя и открыть дверцу в его наглухо закрытое современными технологиями подсознание? Как, наконец, сохранить зрительский интерес к деятельности труппы, готовой в следующем году отпраздновать свой полувековой юбилей, когда по статистике обычный театр живет всего лишь четверть века?  Согласитесь, это все те же гуановские вопросы о свежести восприятия, только взятые шире и на новом витке времени.

Среди явных достоинств постановки Олега Леушина – виртуозное пластическое решение спектакля. Все артисты во главе с художественным руководителем двигаются потрясающе и чудо как хороши!  Это, кстати, один из немногих спектаклей в Москве, не вызывающих неловкости в разнообразных эпизодах боев на шпагах: постановщики фехтовальных сцен Виктор и Олег Мазуренко постарались на славу.

Людмила Лазарева (Кончита) и Денис Нагретдинов (Исполнитель)

Приятно удивляет лаконичная и емкая сценография Олега Леушина и Нины Юнгвальд-Хилькевич. Многочисленные тяжелые цепи, спускающиеся с потолка, несут философскую и прикладную нагрузки одновременно, зеркалящие поверхности создают дополнительное дыхание жизни «второго плана». Огромная деревянная доска на сцене превращается то в подиум, то в расстеленную кровать, то в стол, за которым происходит полуночная пирушка. Впечатляет выразительная музыка, подобранная Михаилом Коротковым, и красивое световое решение сцены, за которое отвечает Ильяс Саттаров.

Ну и, конечно, покоряют сердца зрителей оригинальные режиссерские находки. Например, несколько заключительных сцен пьесы Жуховицкого становятся в спектакле ложными финалами – весьма ловко закручено. Это обстоятельство дает возможность постепенно прикоснуться к истории сеньора Хуана сначала с позиции его собственной правды, потом с позиции правды каждой из женщин, появляющихся в спектакле и, наконец, с позиции третьих лиц, играющих в жизни сеньора ключевые или случайные роли.  Фраза «Здесь есть второй выход?», рефреном звучащая с появлением каждого нового персонажа, наталкивает на мысль, что выходов из передряги, куда попадает сеньор Хуан – великое множество, причем весьма удобных, приличных, устраивающих общество, церковь, знакомых, родственников…

Денис Нагретдинов (Исполнитель)

Только вот герой не был бы самим собой, если не нашел бы собственный, эффектный вариант финала, которого не предусмотрел даже сам автор пьесы. И поверьте, этот финал стоит увидеть собственными глазами.

Елена Булова.

Фото автора

Сообщение Любовь – проклятие или благо: Театр на Юго-Западе размышляет над судьбой сеньора Хуана появились сначала на Московская правда.

Читать продолжение в источнике: Mospravda
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'