Представьте ситуацию: вы продолжаете жить свою жизнь, просыпаться утром, пить кофе, ходить на работу… А кто-то другой постоянно за вами следит. При этом вы можете даже не знать этого человека или быть с ним шапочно знакомы. Так ведут себя те, кого психологи называют сталкерами. Почему они начинают преследовать других — в материале «Мосленты».
Заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития ИКПСР РНИМУ, кандидат психологических наук, клинический психолог Владислав Сотников раскрыл психологические особенности людей, склонных к сталкингу — навязчивому преследованию кого-то как в реальной жизни, так и онлайн. Эксперт также объяснил, как сталкеры оправдывают свои действия, и какие методы терапии могут им помочь.
По словам Сотникова, сталкинг или навязчивое преследование — это сложный «симптомокомплекс», который может быть связан с психическими нарушениями.
Первой особенностью сталкеров специалист назвал навязчивость и фиксацию. «Они могут постоянно думать о жертве, следить за ее жизнью и пытаться контролировать действия», — пояснил специалист.
В тяжелых случаях это принимает «бредовый характер» — у сталкера появляются некие неадекватные убеждения, не соответствующие реальности. Таким убеждением, к примеру, может быть полная уверенность, что он имеет право следить за своей жертвой и знать о ней все.
Также люди, которые могут стать сталкерами, обычно испытывают трудности в установлении здоровых отношений из-за непонимания личных границ. К тому же они проявляют импульсивность и агрессию, особенно при отвержении.
У сталкера, как правило, низкая самооценка. В итоге он ищет «идеальный объект» для заполнения внутренней пустоты.

Сотников отметил, что такие люди часто используют психологические защитные механизмы, например, рационализацию или объяснение своих действий ложными доводами. Так, эксперт привел пример, что сталкер зачастую «убеждает себя, что "заботится" о жертве».
Также для преследующих людей характерно отрицание вреда своих поступков. При этом часто в ход идет психологическая проекция или, проще говоря, перекладывание ответственности на объект преследования — сталкер убеждает себя, что жертва сама хочет его внимания.
Также эти люди зачастую идеализируют своих жертв и видят в них своих спасителей.
Попробовать помочь сталкерам можно. Но эксперт подчеркнул, что эффективность психотерапии зависит от готовности человека меняться. Наиболее перспективны в таких случаях когнитивно-поведенческая терапия (работа с мыслями и поведением), диалектическая поведенческая терапия (обучение контролю эмоций), терапия, основанная на привязанности (анализ отношений с близкими).
«В случаях высокого риска насилия требуется вмешательство правоохранительных органов и госпитализация для оценки необходимости лекарств», — добавил Сотников.
Исследования в этой области продолжаются, но, как отмечает специалист, ключ к решению проблемы — своевременное обращение за помощью и осознание сталкером разрушительности своих действий.