«За державу обидно…» Знаменитому фильму «Белое солнце пустыни» исполнилось 55 лет

Moslenta 3 дней назад 106
Preview

У фильмов, как и у людей, разные судьбы. Создатели картины не ведают, что получится из их замысла, улыбнется ли им фортуна или отвернется. Хотя каждый верит в свою звезду. Однако режиссер фильма «Белое солнце пустыни» Владимир Мотыль уже не надеялся, что его детище увидит свет. Но помощь пришла, откуда не ждали… «Мослента» рассказывает о причудливой судьбе знаменитого боевика, который вышел на экраны в марте 1970 года и стал любимым для миллионов кинозрителей.

В погоне за Голливудом

Сталин был большим поклонником кино — больше всего ему нравились американские комедим и боевики. Приглянулся вождю динамичный американский фильм «Потерянный патруль» режиссера Джона Форда о боях англичан с арабами в пустыне во время Первой мировой войны. Сталин выразил пожелание, чтобы в СССР создали нечто подобное.

В 1936 году вышла картина Михаила Ромма «Тринадцать», рассказывающая о сражениях красноармейцев с басмачами. Этот фильм стал одним из первых советских «пустынных» фильмов или «истернов» — по аналогии с западными «вестернами».

В приключенческом фильме «Смелые люди» Сталин обратил внимание, как Алексей Грибов мастерски скачет на лошади. Однако ему пояснили, что на самом деле актер сидел на табуретке и подпрыгивал. Услышав это, вождь усмехнулся: «И на этой табуретке вы хотите обогнать Голливуд?»

Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»

Советские кинематографисты Голливуд так и не догнали. Но фильмы в стиле «истерн» снимали. В них актеры мчались на лошадях, совершали невероятные трюки, лихо стреляли. Только вместо ковбоев были благородные красноармейцы, а суровых индейцев заменили злые басмачи. А кровь и любовь как были, так и остались.

На киностудиях Средней Азии и Казахстана было снято немало таких лент: «Красные пески», «Последний перевал», «Засада», «Встреча у старой мечети», «Конец атамана». «Тревожное утро». Хотя вряд ли их кто-то помнит, кроме киноведов. Но один фильм - «Белое солнце пустыни» зрители не забудут никогда. Ведь эта картина достоверная, искренняя. А герои — не чужаки из прошлого, а свои, родные…

Никто не хотел снимать

Сначала за сценарий «истерна» взялся Кончаловский. Андрей Сергеевич, только начинавший свой творческий путь, привлек в соавторы своего приятеля Фридриха Горенштейна. Спустя несколько недель дуэт представил результат совместного творчества. Однако сценарий под названием «Басмачи» кинематографическое начальство отвергло.

Текст взялись дорабатывать Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Они отыскали пожилого участника Гражданской войны в Средней Азии, который рассказал то, что в корне изменило содержание сценария.

Старик поведал, что однажды красноармейцы нашли в песках полуживых женщин из гарема одного степного хана. Спасаясь от погони, он бросил несчастных, обрекая их на гибель…

Эта тема легла в основу сценария «Спасите гарем». Взяться за режиссуру предлагали тому же Кончаловскому, Юрию Чулюкину, создавшему успешные комедии «Неподдающиеся» и «Девчата», Витаутасу Жалакявичюсу, снявшему остросюжетный фильм «Никто не хотел умирать». Но все они отказались. Их примеру последовал Андрей Тарковский, недавно выпустивший «Андрея Рублева».

Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»

Владимир Мотыль тоже поначалу не вдохновился темой. Но потом все же согласился. Потому что увидел вещий сон. Ему пригрезилась статная, красивая женщина с коромыслом — и режиссер понял: вот она, любовь главного героя картины, солдата Федора Сухова — Катерина Матвеевна!

Мотыль нашел и объяснение пуританского поведения стойкого красноармейца. Вокруг такой соблазн — красавицы из гарема, одна другой краше, а он на них ноль внимания! Почему? Да потому что солдат спал и видел свою ненаглядную и мысленно вел с ней неспешные беседы…

Профессионалы и любители

Съемки фильма, начавшиеся осенью 1968 года на Аральском море, были мучительными. Стояла неимоверная жара. Случалось, актеры падали в обморок, изможденные лошади отказывались выполнять команды. Да и киноначальство смотрело хмуро — ему не нравилось многое, в том числе печальный финал, в котором гибнет таможенник Верещагин. К тому же, были перерасходованы средства, выделенные на съемки.

«В нем все есть, лишь возраста в нем нет». История Владимира Зельдина и других долгожителей российского кино

Мотыль, всеми силами стремившийся не допустить остановки фильма, согласился на многочисленные поправки. Они были сделаны уже во второй творческой экспедиции, проходившей на восточном берегу Каспийского моря, в районе туркменского города Байрам-Али. Однако не было никакой гарантии, что фильм попадет к зрителям…

Известно, кто снимался в фильме. Но не все знают, кто готовился к съемкам. И те, и другие — замечательные актеры. Но они — заложники обстоятельств и пленники условностей. В их жизни все постоянно меняется…

Роль Сухова был отдана Георгию Юматову, но накануне съемок он пострадал в пьяной драке — его лицо было опухшее, в синяках и ссадинах. Пришлось вызывать Анатолия Кузнецова, кандидатуру которого ранее отвергли.

Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»
Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»

В Саида должен был перевоплотиться Игорь Ледогоров, а в Верещагина — Ефим Копелян. Но эти роли исполнили, соответственно, Спартак Мишулин и Павел Луспекаев.

В картину собирались позвать профессионала Савелия Крамарова, но сняли любителя Николая Годовикова. Он сыграл красноармейца Петруху.

Только с исполнителем роли бандита Абдуллы не было проблем. На эту роль безоговорочно утвердили Кахи Кавсадзе.

Любимица Сталина. Как Любовь Орлова стала иконой своей эпохи и чем вождь советского народа пугал ее мужа

Катерину Матвеевну сыграла телеведущая Галина Лучай. А жену Верещагина Настасью — супруга Мотыля Раиса Куркина. Возможно, она — единственная здравствующая из творческого коллектива фильма. Раисе Семеновне – 97 лет.

Восторг Леонида Ильича

Содержание картины знают все, высказывания разорваны на цитаты: «Восток — дело тонкое»; «Таможня дает добро!»; «Хорошая жена, хороший дом, — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?». И самая главная: «За державу обидно…»

Письма Сухова Катерине Матвеевне сочинил Марк Захаров. Музыку написал Исаак Шварц, слова – Булат Окуджава. Окончательное название «Белое солнце пустыни» пришло в голову первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову.

В эту славную когорту следует добавить Брежнева. Если бы в один прекрасный день Леонид Ильич не попросил привезти ему на дачу «какой-нибудь новенький фильм», «Белое солнце…», возможно бы отправили бы пылиться на полку в каком-нибудь киноархиве.

Создателям картины повезло еще и потому, что Брежнев был страстным любителем боевиков, детективов и картин в стиле «истерн». После просмотра «белого солнца…» он был в восторге.

Посетители знакомятся с экспозицией на открытии выставки "Таможня дает добро. Киноистории в деталях", приуроченной к 45-летию культового советского фильма "Белое солнце пустыни".
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

После «презентации» у Брежнева фильму открылась широкая дорога в кинотеатры страны. Он вызвал огромное внимание публики — в первый же год проката картину посмотрели 40 миллионов человек. Не остыл интерес к фильму и сейчас, спустя 55 лет после его выхода.

Парадокс — ленту, ставшую любимой у зрителей, упорно «не замечали» организаторы различных кинофестивалей в СССР. «Белое солнце…» хвалили, но не награждали из-за происков «генералов кино»! Это при том, что картина демонстрировалась в 130-ти (!) странах мира. И на нее валом валил народ!

«Две звезды обожгли друг друга». Как быт разбил отношения Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой и каким был самый народный Штирлиц

Только в 1997 году, спустя почти 30 лет после выхода на экраны создателей фильма удостоили Государственной премии. В честь картины установили несколько памятников — в Луганске, Москве, Южно-Сахалинске.

Продолжение, которое не состоялось

Федор Раззаков в своей книге «Белое солнце пустыни» приводит фрагмент одной из первых рецензий на фильм, опубликованной в «Комсомольской правде»: «Я далек от того, чтобы считать эту картину совершенством, — писал автор. — Просчетов немало. Однако и найдено достаточно. И, быть может, стоит еще раз вернуться к образу Сухова. Право же, не кончились его странствия и приключения, они требуют нового кинорассказа. Ведь не часты у нас на экране такие цельные характеры».

Мотыль рассказывал, что у него и авторов сценария была идея продолжить приключения героев: чтобы Верещагин не погиб во время взрыва баркаса, а выплыл, снова встретил Сухова, и тот помог бы Саиду одолеть Джавдета…

В общем, вариантов было немало. Но когда режиссер вспоминал, сколько мучений ему пришлось вытерпеть во время съемок и после них, желание снимать продолжение «Белого солнца…» пропадало. А со временем исчезло совсем.

К тому же, режиссера все сильнее захватывала новая идея — фильма о декабристах. В 1974 году взошла его «Звезда пленительного счастья». Картина имела успех, впрочем, несравнимый с тем, что выпал на долю его предыдущей ленты.

Читать продолжение в источнике: Moslenta
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'