«Мы переиграли КГБ». 55 лет назад 16 евреев из Ленинграда решили угнать самолет в Израиль. Почему о них заговорил весь мир?

Источник: Лента.РУ (Лента Новостей) | Дата: 1 неделя назад

55 лет назад, 15 июня 1970 года, 16 жителей Ленинграда — в основном этнических евреев — попытались захватить самолет Ан-2 и улететь в Израиль. План был продуман до мелочей: за штурвал должен был сесть летчик Марк Дымшиц и на предельно низкой высоте пересечь советскую границу со Швецией, а затем добраться до пункта назначения. Однако о планах беглецов узнали в КГБ, что грозило их лидерам расстрелом. Но неожиданно за них перед генсеком Леонидом Брежневым заступились президент США Ричард Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир — и история авантюристов сделала крутой поворот. Ленинградское самолетное дело, которое обсуждал весь мир, вспомнила «Лента.ру».

На отчаянный поступок — угон самолета — группу советских евреев из Ленинграда толкнула невозможность легально покинуть СССР. Все они подавали документы на выезд в Израиль, но получили отказ. Лидером заговорщиков стал летчик Марк Дымшиц — активный участник Ленинградской сионистской организации (ЛСО).

Члены ЛСО неоднократно обсуждали вопросы выезда из Советского Союза, и, когда Дымшиц предложил план побега, его идею поддержал лидер организации Гилель Бутман. Вдвоем они стали подбирать сообщников среди самых доверенных соратников. Таких набралось несколько десятков человек.

Двое заговорщиков — диссиденты Алексей Мурженко и Юрий Федоров — не были евреями, но мечтали сбежать на Запад. Изначально Дымшиц вместе с сообщниками стал присматриваться к небольшому самолету, который летал из Еревана, откуда было сравнительно недалеко до Турции.

Потом планы поменялись — заговорщики задумались о Ту-124, рассчитанном на 56 пассажиров, который 2 мая 1970 года должен был лететь из Ленинграда в Мурманск. На нем можно было добраться до Финляндии или Швеции, а уже оттуда — в Израиль.

На случай если бы правоохранительные органы стали интересоваться, почему десятки представителей еврейской диаспоры хотят лететь одним бортом, у заговорщиков была заранее заготовлена легенда — мол, все они собираются на свадьбу. Именно так — «Свадьба» — они и окрестили всю операцию.

Дымшиц планировал, что после захвата самолета им продолжит управлять штатный экипаж. А если бы пилоты отказались, он сам был готов сесть за штурвал. Однако у этого плана имелись 2 изъяна: во-первых, Дымшиц раньше ни разу ни управлял Ту-124. А во-вторых, заговорщики узнали, что пилотам перед рейсами выдают пистолеты — и это тоже стало проблемой.

Размышляя над планом «Свадьбы», Гилель Бутман в какой-то момент решил тайно посоветоваться с израильской стороной. Однако власти этой страны сочли задумку провокацией и настоятельно рекомендовали заговорщикам отказаться от нее. Бутман и большущая часть его соратников так и поступила — но Марк Дымшиц и не думал сдаваться.

Вместе с близким другом Эдуардом Кузнецовым он решил все-таки пойти на угон, но вместо Ту-124 выбрал биплан Ан-2. Дымшиц знал, как управлять этим легким самолетом, а экипаж Ан-2 из двух пилотов он решил связать и оставить на земле. Новейший план Дымшица поддержали 15 человек, в том числе диссиденты Мурженко и Федоров. Правда, и с новым планом не обошлось без вопросов: во-первых, Ан-2 вмещал всего 8 человек — кому-то из заговорщиков приходилось лететь стоя....