Игра в шашечки: как закон о локализации такси повлияет на цены и автопарки

Живём в Нижнем 1 день назад 34
Preview

С марта 2026 года в реестры такси по всей стране, в том числе и в Нижегородской области, можно будет внести лишь локализованные машины. К чему приведут эти нововведения? Корреспондент портала «Живем в Нижнем» поговорил об этом с экспертами.

О чем идет речь?

Разговоры о локализации таксопарка начались еще в 2023 году. Тогда президент РФ Владимир Путин поручил разработать требования, чтобы в такси работали отечественные или собранные в России машины. 21 мая 2025 года Совет Федерации одобрил соответствующий законопроект. Так что изменится?

С 1 марта 2026 года зарегистрировать в реестре такси можно будет только машины, соответствующие одному из условий:

  • автомобиль набирает не менее 3200 баллов локализации по аналогии с системой для госзакупок;
  • автомобиль должен быть произведен по специальному инвестиционному контракту (СПИК).

Сейчас по первому критерию проходят «Лада Гранта», «Веста», «Искра» и «Аура», а также «Москвич» 3 и 6, модели XCITE и электрокары Evolute. Второму критерию соответствуют Chery под брендом Tenet, кроссоверы Exeed, «Москвич», Evolute, Omoda, Jetour, Kaiyi и BAIC. Конечный список автомобилей, которые можно будет внести в реестр такси, Минпромторг РФ опубликует до конца 2025 года.

В 2033 году в такси смогут работать только машины с баллами локализации – СПИК не будет иметь значения. Нововведения не коснутся тех машин, которые были и будут внесены в реестр до 1 марта 2026 года. Поэтому все иномарки, которые есть сейчас и которые оформят как такси до следующего года, будут по-прежнему доступны.

Зачем ввели закон?

Изменения позволят добиться двух целей. Как сообщила руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси Екатерина Киселева, во-первых, закон позволит обеспечить гарантированных рынок сбыта для отечественных автопроизводителей. Ведь службы такси обновляют свои парки быстрее, чем рядовые водители. Во-вторых, нововведения позволят повысить уровень локализации компонентов внутри страны и импортозамещения.

«Законодатели рассчитывают таким образом поддержать отечественных автопроизводителей. И в целом мы поддерживаем это стремление, но оно должно быть сбалансированным и не ограничивать развитие другой отрасли — отрасли такси. Односторонний запрет без пакета комплексных мер поддержки такси выглядит рискованно», — говорит Екатерина Киселева.

Как закон повлияет на рынок?

Эксперты отмечают, что нововведения снизят число новых водителей, в частности самозанятых, которые могут выходить на линии на личных автомобилях.

В пресс-службе компании «Максим» отметили, что таксопарки обновляются благодаря лизингу, который доступен только юридическим лицам. Между тем, самой массовой категорией перевозчиков в регионах являются именно частные водители с личными автомобилями, в том числе и те, кто просто подрабатывают.

«Они выполняют до 95% заказов на поездки, на некоторых территориях — 100%. Те водители, которые захотят получить разрешение на деятельность такси, но не имеют возможности или желания менять свой автомобиль на локализованный, не смогут войти на рынок такси», — подчеркнули в компании «Максим».

Второе, о чем говорят эксперты в разрезе нововведений, — вероятный рост доли «серого» рынка.

«Мы опасаемся, что часть спроса уйдёт к нелегальным перевозчикам, которые станут работать «в тени» без регистрации и контроля», — прокомментировала Екатерина Киселева.

«Не стоит забывать и о «серых нишах», которые позволяют неавторизованным и нелегальным водителям оказывать услуги по перевозке пассажиров. Таких схем несколько, описывать детально не буду, дабы никого не «научить», но в целом нюансы есть. В этом сегменте зачастую работает бизнес-такси, премиум-такси в Москве и т.п. Насколько они перейдут в активную фазу в Нижнем Новгороде, зависит от того, насколько жестким будет контроль над исполнением законодательства», – добавил нижегородский автоблогер и эксперт Александр Дейч.

Что делать с нынешними машинами?

Снова отметим, что запрет не коснется тех машин, что сейчас имеются в распоряжении таксопарков. Они останутся в реестрах такси до тех пор, пока их не снимут с учета в ГАИ, не исключат за нарушение или пока владелец сам не исключит их из списка. В связи с этим резких изменений, как уточнили в пресс-службе компании «Максим», не будет. Машины из автопарков, которые эксплуатируются круглосуточно, меняют в среднем через 3-4 года.

«По возможности те перевозчики, которые не готовы перейти сейчас на отечественный автопром, постараются обновить авто и внести их в реестр такси до 1 марта. А небольшие автопарки в регионах и без закона о локализации давно закупают Lada Granta просто как самые дешевые автомобили», – отметили в компании «Максим».

Также, по мнению Екатерины Киселевой, в сегментах «Комфорт+», «Бизнес» и «Минивэн» подходящих вариантов сегодня практически нет.

«Поэтому парки либо будут дольше эксплуатировать уже зарегистрированные иномарки, либо этот класс услуг сократится», – отметила Екатерина Киселева.

А что будет с ценой?

Сейчас отрасль такси работает на низкой рентабельности из-за роста цен на новые автомобили, топливо, страхование и т.п. Наконец, все новые и новые изменения «бьют по кошельку» служб такси, водителей и, конечно же, обычных граждан, на которых и ложится бремя расплачиваться за все нововведения.

Фото: freepik.com

«Меньшее предложение при той же потребности пассажиров означает рост тарифа и увеличение времени ожидания машины. По нашим прогнозам, цены на поездки вырастут до 30%. Если государство ограничивает выбор машины, логично предложить взамен льготные кредиты, субсидии или налоговые послабления — иначе нагрузка переложится на пассажира и качество услуг», — спрогнозировала Екатерина Киселева.

«Из-за новых правил возникает рост себестоимости услуг, который в дальнейшем ляжет на конечного потребителя — на того, кто заказывает себе машину такси. Можно спрогнозировать рост цен. Какой это будет рост? Все зависит от того, насколько процедура замены таксопарка и машин будет сложной. Соответственно цена вырастет в пропорции этих затрат на процедуру плюс условно 7-10%. Это стандартная практика», — говорит Александр Дейч.

Ранее для безопасности перевозок ввели новые правила, к примеру, ежедневные осмотры, сдача водителями экзаменов на знание инфраструктуры, ведение журналов поездок и т.п. Все они были призваны сделать поездки в такси комфортнее и безопаснее. Однако, как не раз отметили эксперты, в связи с локализацией таксопарков вырастет число «серых» и нелегальных водителей. Действительно ли безопаснее будет ездить в такси после стольких трудов?

Сообщение Игра в шашечки: как закон о локализации такси повлияет на цены и автопарки появились сначала на Живем в Нижнем.

Читать продолжение в источнике: Живём в Нижнем
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'