Министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков представил руководителям и педагогам образовательных организаций региона основные изменения, которые ожидают систему в 2025/2026 учебном году. Его выступление стало центральным событием Регионального педагогического форума, традиционно проводимого в конце лета. В этом году форум прошёл 22 августа на базе Института пищевых технологий и дизайна – филиала Княгинского университета в Нижнем Новгороде, сообщили в облправительстве.
Пучков напомнил, что одна из национальных целей, обозначенных в Указе президента России Владимира Путина, – это раскрытие потенциала каждого человека, развитие его способностей и формирование ответственной, патриотически настроенной личности. По его словам, вся система образования региона, в том числе работа педагогов и управленцев, направлена именно на достижение этой цели. Эти задачи легли в основу нового национального проекта "Молодёжь и дети", а также реализуются через множество государственных программ, в которых участвует Нижегородская область.
Министр рассказал, что в рамках федерального проекта "Создание сети современных кампусов" продолжается строительство IT-кампуса "Неймарк". Кроме того, на Бору ведётся работа по созданию передовой школы по проекту "Ведущие школы".
Параллельно с возведением новых объектов, нацеленным на полную ликвидацию второй смены, продолжаются масштабные ремонтные работы. В частности, в образовательном кластере "Саров – Арзамас – Дивеево" в 2025 году планируется начать капремонт двух школ в Дивеевском округе и провести реконструкцию школы в Арзамасе.
Пучков отметил, что модернизация образования включает не только капитальные ремонты, но и оснащение образовательных учреждений современным оборудованием. В частности, к 2025 году более 600 школ в регионе получат необходимое оснащение для проведения занятий по предметам "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (Технология)".
С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновлённые федеральные образовательные программы. В них, по словам министра, предусмотрено ограничение количества контрольных и проверочных работ. Их объём не должен превышать 10% от общего учебного времени, чтобы снизить нагрузку на школьников.
Министр подчеркнул, что сейчас все образовательные программы синхронизированы с требованиями ОГЭ и ЕГЭ, а по каждому предмету чётко определён перечень проверяемого содержания. Это, по его мнению, играет важную роль в повышении качества образования.
В новом учебном году учащиеся начнут обучение по обновлённым учебникам истории. Для поддержки педагогов в преподавании регионального материала Нижегородский институт развития образования подготовит комплекс методических материалов по истории Нижегородской области. Он будет использоваться в рамках курса "История нашего края".
Ректор НИРО Елена Окунькова выразила уверенность, что единый подход к преподаванию истории поможет повысить уровень знаний учащихся. Она также отметила, что это может повлиять как на выбор предметов для итоговой аттестации, так и на достигнутые результаты.
Глава регионального минобра напомнил, что в области продолжается системная работа по развитию математического и естественно-научного образования. В контексте задач технологического суверенитета России активно развивается и система дополнительного образования. Так, с 2020 по 2024 год в Нижегородской области появилось более 150 тысяч новых мест в учреждениях допобразования. Основной упор в программах сделан на техническое и естественно-научное направление.
Также продолжается реализация федерального проекта "Билет в будущее", который входит в нацпроект "Молодёжь и дети". В рамках этой инициативы проводится масштабная профориентационная работа. Уже более 800 школьников в регионе получают первые профессиональные навыки в рамках обучения. Всего мероприятиями единой модели профориентации охвачено почти 170 тысяч учеников с 6 по 11 класс.
В регионе расширяется сеть профильных и предпрофессиональных классов. Новым этапом стало открытие девяти "Курчатовских классов" с физико-математическим уклоном в пяти школах области. Также начато развитие направлений, связанных с народными художественными промыслами.
Ещё одним значимым направлением, по словам Пучкова, стало расширение программы "Земский учитель". В этом году Нижегородская область получила 23 квоты на выплаты, предназначенные для поддержки сельских педагогов. На 2025 год уже распределены 11 выплат, а конкурс продолжается.
На форуме также обсуждались темы профессионального роста педагогов, участие в конкурсах и меры поддержки для тех, кто демонстрирует высокие результаты. Отдельный акцент был сделан на снижении бюрократической нагрузки. Эта работа проводится совместно с Рособрнадзором.
Кроме того, на площадке форума с заместителями директоров школ и колледжей, а также советниками по воспитательной работе выступил директор регионального филиала Российского общества "Знание" Александр Митрофанов. Он рассказал о проектах и программах, направленных на просвещение, профориентацию и развитие культурно-образовательных инициатив.
Вдобавок ко всему, в рамках мероприятия лектор общества "Знание", основатель компании Center-Game Олег Панин провёл мастер-класс по использованию искусственного интеллекта в образовательной и просветительской деятельности. Он продемонстрировал, как ИИ может применяться для решения повседневных задач в этой сфере.
Завершился форум церемонией награждения работников системы образования Нижегородской области. Ведомственные награды и знаки отличия получили 38 человек.
Напомним, национальный проект "Молодёжь и дети" реализуется с 2025 года по поручению президента России Владимира Путина. Он объединил направления, ранее включённые в нацпроекты "Образование" и "Наука и университеты", и состоит из девяти федеральных проектов: "Россия – страна возможностей", "Мы вместе", "Россия в мире", "Всё лучшее детям", "Ведущие школы", "Педагоги и наставники", "Создание сети современных кампусов", "Университеты для поколения лидеров" и "Профессионалитет".