Дитя войны: о жизни в военные и послевоенные годы рассказала Зоя Цыганова из Бердска

Бердск 24 7 часов назад 16
Preview

В августе 2025 года Зое Игнатьевне исполнится 85 лет. В это трудно поверить, но впервые молоко, а точнее воду после мытья бутылочки с молоком, она попробовала только уже будучи подростком.

Всю жизнь Зоя Цыганова отработала учителем математики после окончания педагогического института. В отличие от одноклассников, которые поле седьмого класса пошли работать на завод, она смогла выучиться. Благодаря маме. До самой пенсии она работала в прокатном цехе на месте отца, который с фронта так и не вернулся.

– Папу Игнатия и брата Ивана одновременно забрали на финскую войну 22 июня 1940 года, отец так меня и не увидел, я родилась позже, – рассказывает Зоя Игнатьевна. – Мама вспоминала, что их посадили на скамейки в «полуторку» и увезли. Как оказалось – навсегда.

Я родилась в августе сорокового, а через месяц мама заболела брюшным тифом. Ее увезли в больницу, поэтому выкармливала меня нянька (сестра отца). Морковку, капусту, картошку (чаще одну картошку) она жевала, заворачивала в тряпочку, а потом давала мне вместо материнской груди. Коровье молоко я впервые в жизни увидела только в 13 лет, но само молоко не пробовала: мне обмывали бутылку из под молока, которое брали младшему братику, родившемуся от отчима.

– Отчима, который был замечательным человеком, я сама привела в нашу землянку, построенную отцом и братом, – продолжает рассказ Зоя Игнатьевна. – Под горой возле речки в городе Гурьевск, где я жила, была маслобойня. Там можно было купить патоку и сыворотку, народу за ней всегда стояла огромная толпа.

Заняв очередь, мы – ребятишки – перебегали через речку по огромным валунам, шли к сталинским баракам (всего их было четыре), где находились заключенные. Сами недоедали, но картошку носили этим несчастным почти каждый день, потому что они были страшно изнеможенные. Кусочки еды просовывали через дырочки в сетке, заключенные, в числе которых был и мой будущий отчим, жадно съедали их прямо с кожурой.

Павел Евстигнеевич так и не понял, за что его по садили. НКВДшники приехали и забрали его из дома, на суде ему дали 10 лет лагерей, освободили в 1950-ом. Дядю Алексея и Павла Евстигнеевича, у которых не было даже документов, я и привела в нашу землянушку, окна которой «лежали» на уровне дороги.

– Мы, дети войны, жили хоть и голодно, но всегда дружно, –  повествует дальше бердчанка. – Вместе стояли в огромных очередях за хлебом, вместе ходили в школу… Большинство ребят после 7 класса поступили в ФЗУ, прошли фабрично-заводское обучение и пошли работать на завод. Я благодаря маме закончила 10 классов, а потом и институт.

Самые счастливые воспоминания детства

– С шестого класса за 12 километров от дома каждую осень мы самостоятельно, без учителей, ходили в колхоз убирать урожай –  капусту, морковку, турнепс, картошку. Работа была сильно тяжелая, зато там нас вволю кормили. На обед во флягах нам привозили суп с мясом, молочную кашу, белый хлеб. Еды давали много и еще кружку чая в придачу. Домой мы шли очень довольные, потому что хорошо наедались.

Героизм матерей

– На заводе во время войны маме давали стакан молока и очень маленький кусочек хлеба, намазанный маслом, его она прятала и несла домой. Молоко приходилось выпивать, чтобы отдать кружку. Была бы возможность его перелить, она бы и молоко мне приносила.

День Победы!

– 9 мая 1945 года я помню очень хорошо. Он был очень теплым и солнечным. Я бегала по траве, которая была усыпана цветами, а потом  увидела, что навстречу мне бежит мама. Она сильно плакала, потом громко кричала: «Все закончилось, а папки твоего так и нету…». С завода в тот день она принесла кофточку, бутылку водки и яичный порошок – подарок от союзников-англичан.

Отец

Зоя Игнатьевна не переставала искать своего отца. Еще школьницей сделала запрос в международный комитет Красного Креста, но так и не получила ответа. В 1986 году, когда уже полным ходом шла перестройка, она снова стала его разыскивать, на этот раз успешно.

– В письме, пришедшем в Россию из комитета, а уже после пересланном Зое Цыгановой посольством России, значилось, что Игнатий Петрович Морозов 1916 года рождения был ранен 4 августа 1940 года, проходил лечение в четырех госпиталях, умер от гангрены в декабре 1941-го. Был похоронен в братской могиле, которая была сделана в скале недалеко от Ботанического залива. Всего в ней находится 649 советских бойцов.

Мама была еще живая. Долго вместе с ней мы плакали. Ей пересчитали пенсию, добавили целых 9 рублей, потому что ее муж оказался не без вести пропавшим и не предателем.

Алла Борисова, фото предоставлено Зоей Цыгановой

Будьте в курсе всех новостей. Подпишитесь на наш телеграм – https://t.me/svidetel_berdsk.

The post Дитя войны: о жизни в военные и послевоенные годы рассказала Зоя Цыганова из Бердска first appeared on Свидетель.
Читать продолжение в источнике: Бердск 24
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'