В Москве с сентября 2025 года изменили систему оплаты труда учителей. Теперь единый «ученико-час» составит 37 руб., в то время как ранее в среднем он был 26 руб. Рост выплат за «ученико-час» автоматически увеличивает гарантированную часть дохода большинства педагогов.
Если базовая часть зарплаты становится более предсказуемой, то стимулирующая часть подвергается принципиальной перестройке. Теперь 70% фонда стимулирующих выплат будет распределяться на основе объективных образовательных результатов школьников, а не исходя из стажа, квалификации педагога или решения администрации школы.
Механизм распределения стимулирующих выплат определяется предметными объединениями — кафедрами. По мнению эксперта Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, Елены Овакимян, к решению, принятому не администрацией, а коллегами по цеху, учителя будут относиться как к более справедливому.
Такой подход дает новейший виток развития предметных кафедр и как следствие появление лидеров, которые будут этими кафедрами управлять. Таким образом расширяется роль профессионального сообщества в управлении школой.
«Эта инициатива может значительно повысить эффективность работы школьных кафедр. Она мотивирует учителей по-новому относиться к своим задачам, а для новейших педагогов становится дополнительным стимулом. Важно, что речь идет о признании труда, который раньше зачастую оставался недооцененным», — поделился Денис Шепталин, учитель физики, заведующий кафедрой ГБОУ «Школа в Некрасовке».
Опыт и знания перестают быть лишь личным бонусом, превращаясь в ресурс для развития коллег и всей школы. Старшие педагоги, накопившие опыт, получают стимул делиться им, помогать молодым учителям и повышать общую планку. По сути, в систему закладывается не только материальное, но и профессиональное развитие.
Схожие с московской системы оплаты труда учителей действуют в других странах.
В Азии материальное стимулирование учителей — ключевой инструмент повышения качества образования. В Китае годовые бонусы напрямую зависят от результатов учеников на экзаменах, победы в олимпиадах, внедрения инноваций и даже публикационной активности. Местные комиссии строго оценивают каждый критерий, а нарушение стандартов или низкая успеваемость легко лишают педагога существенной доплаты.
Сингапур подходит к вопросу системно: здесь учитель получает не только гарантированную годовую переменную выплату, но и индивидуальные премии за выполнение личного плана развития, а также коллективные бонусы за общие успехи школы. Стимулирующие выплаты рассчитаны таким образом, чтобы дополнительно мотивировать педагогов на работу и способствовать достижению наилучших результатов. Процесс максимально прозрачен и учитывает мнение администрации, коллег и родителей.
В Индии, где разрыв в доходах педагогов значителен, стимулирующие выплаты — важный инструмент мотивации. Ключевыми критериями остаются результаты учеников на госэкзаменах, научная деятельность и организационная работа. Решение о размере премии принимает специальная комиссия с участием профсоюзов, что делает процесс централизованным и формализованным.
Московский подход близок к тому, что применяется в других странах, но есть и отличие: за рубежом акцент в основном на личные результаты учителя, а Москва решила поощрять командный труд — обмен методиками и наставничество.
Представленная модель пытается найти баланс между двумя ключевыми принципами оплаты труда. С одной стороны, она предоставляет конкретные финансовые гарантии — базовая часть доходов вырастет за счет увеличения «ученико-часа». Это создает фундамент для социальной стабильности и снижает уровень тревожности в профессиональной среде.
С другой стороны, реформа целенаправленно мотивирует к профессиональному росту и инновациям. Ориентируя значительную часть стимулирующих выплат на результаты учеников, система поощряет педагогов к саморазвитию, поиску новейших педагогических подходов и, что критически важно, к коллективной работе для достижения общих образовательных целей.
Таким образом, московская модель — это комплексный эксперимент по укреплению статуса педагога через прозрачность доходов и привязку стимулирующих выплат к результатам.