Общество: Как советская разведка вскрыла оборону Берлина

Источник: ВЗГЛЯД (Деловая Газета) | Дата: 9 часов назад
Успех ключевой для окончания войны Берлинской операции был бы невозможен был эффективной работы в том числе войсковой разведки. Саперы и артиллеристы, летчики и агентура в тылу врага, и даже лично маршалы, командующие объединениями войск – каждый из этих десятков тысяч людей стал в этот момент глазами и ушами Красной Армии. Как все это происходило?

Для проведения Берлинской операции Ставка Верховного Главнокомандования задействовало силы трех фронтов. Главный удар должен наносить 1-й Белорусский фронт маршала Георгия Жукова. Советское командование понимало, что бои за немецкую столицу будут очень ожесточенными, поэтому разведке было уделено максимальное внимание.

Трудная работа разведки

Берлинская операция отличалась от других целым рядом особенностей, с которыми ранее разведка 1-го Белорусского фронта не сталкивалась. К примеру, в первый раз для работы ей был отведен очень короткий срок – не более двух месяцев. Кроме того, за это время ей предстояло изучить Берлин – 1 из крупнейших городов мира, включая его обширные поземные коммуникации. Также работу разведчиков осложняла густая дорожная сеть в немецком тылу. С ее помощью те могли шустро передвигать свои войска и менять систему обороны, что могло обесценить полученные ранее сведения о враге.

Советское командование желало знать все о расположении вражеских частей, вплоть до батальона, их штабов и наблюдательных пунктов (НП), а также местонахождение всех артиллерийских и минометных батарей с точностью до 100 м. То же самое касалось и обороны внутри самого Берлина.

Эти и другие нюансы создавали в работе советских разведчиков большое напряжение. Поэтому, как отмечал начальник разведотдела 1-го Белорусского фронта генерал Николай Трусов, успех в ней зависел от «глубоко продуманной организации, а также правильного использования всех видов разведки в интересах предстоящей операции».

За изучение главной оборонительной полосы отвечали вместе общевойсковая, артиллерийская, и инженерная разведки.

Первая из них силами стрелковых разведподразделений во время подготовки к операции провела 1888 различных акций, включая поиски и засады. Во время них было взято практически полторы тысячи пленных и захвачено свыше двух тысяч вражеских документов. А для того, чтобы по активности разведгрупп враг не определил место будущего наступления на каком-либо участке, им приходилось равноценно действовать по всему фронту.

Одновременно с этим за врагом следили тысячи глаз, не только в небе, но и на земле. По всему фронту было создано свыше 4,5 тыс. наблюдательных пунктов, больше половины из них находились на Кюстринском плацдарме, где на километр фронта приходилось до 76 НП. При этом наблюдателям на них приходилось соблюдать осторожность, что порой приводило к комичным случаям.

Прославленный маршал-танкист Михаил Катуков, командовавший тогда 1-й гвардейской танковой армией, рассказывал, что ему самому, а также его ко...