Получить автокредит в 2025 году стало сложнее. Новейший виток правил, вступивших в силу в РФ, внёс существенные коррективы в работу не только микрофинансовых организаций, но и привычных банковских учреждений. Теперь под ограничения попадают даже рядовые заемщики, которые рассчитывают взять кредит на покупку автомобиля. Что изменилось и почему шансы получить автозаем стали ниже, в интервью порталу naavtotrasse.ru рассказал Аркадий Бакушкин, директор сервиса автозаймов Caranga.
Один из ключевых инструментов регулирования на финансовом рынке — макропруденциальные лимиты (МПЛ). Они были введены Центробанком РФ уже давно, но с 2025 года их действие значительно расширилось. Основная цель этих ограничений — не допустить чрезмерной закредитованности населения и снизить риски для финансовых компаний.
"Макропруденциальные лимиты (МПЛ) — это инструмент, который Банк РФ применяет на финансовом рынке уже давно. Его цель — регулировать объем выдаваемых кредитов и микрозаймов людям с высоким уровнем долговой нагрузки (ПДН). Основные задачи — ограничение чрезмерной закредитованности населения и снижение рисков для финансовых компаний, что способствует устойчивости и стабилизации сектора", — рассказал Аркадий Бакушкин.
Проще говоря, МПЛ помогают банкам и МФО не допускать ситуаций, когда человек берёт кредит за кредитом, рискуя попасть в долговую яму. Теперь под особый контроль попали и автозаймы, что напрямую влияет на заемщиков.
С 1 июля 2025 года макропруденциальные лимиты распространились на залоговые кредиты — в том числе автозаймы и ссуды под залог транспортных средств. Финансовые компании отныне обязаны следить за тем, чтобы доля кредитов, выданных клиентам с высокой долговой нагрузкой, не превышала установленных порогов.
Для микрофинансовых организаций эти лимиты выглядят так:
если показатель долговой нагрузки (ПДН) клиента составляет от 50% до 80%, сумма таких займов не должна превышать 20% кредитного портфеля.
если ПДН превышает 80%, такие займы должны составлять не более 5% от общего объема.
Это означает, что граждане с высокими долговыми обязательствами рискуют получить отказ в выдаче кредита даже при наличии залога.
"Расширение применения МПЛ в залоговом сегменте повлияет на возможности потенциальных заемщиков. Так, граждане с высокой долговой нагрузкой, обратившиеся за автокредитом или займом под авто, могут столкнуться с отказами. Однако следует понимать, что подобные меры направлены на то, чтобы защитить клиентов от риска закредитованности и связанных с этим проблем", — поделился Бакушкин.
Проще говоря, если ваш ПДН близок к 80% или превышает этот порог, вероятность получения автозайма заметно снижается. Это может особенно сильно ударить по тем, кто рассчитывал использовать автомобиль как залог для получения дополнительных средств.
Помимо МПЛ, в первой половине 2025 года вступили в силу и другие важные законодательные изменения, касающиеся микрофинансового сектора. Они направлены на повышение прозрачности рынка и защиту прав клиентов.
Среди ключевых новшеств:
с 30 мая ужесточились правила защиты персональных данных, а также усилилась ответственность за их утечку.
с 1 июля при оценке платёжеспособности заемщика финансовые компании обязаны учитывать не только сведения из бюро кредитных историй (БКИ), но и официальные подтверждающие документы. Это могут быть справки по форме 6-НДФЛ, налоговые декларации, данные Пенсионного фонда РФ и другие.
Фактически это означает, что просто хорошей кредитной истории может оказаться недостаточно — придется документально подтвердить свои доходы.
Финансовые игроки рынка готовятся к новым условиям, заранее перестраивая свои внутренние процессы. Примечательно, что компании, работающие в микрофинансовом секторе, в целом поддерживают изменения, считая их полезными для рынка.