Ольга Антонова
Когда Андрей Борзенко попал в Бухенвальд, ему было немногим больше двадцати. Немцы заставили его драться на ринге с сытыми уголовниками. Наш боец сыграл ключевую роль в подготовке знаменитого восстания, которое случилось 80 лет назад 11 апреля. Судьба невероятного человека — в материале Царьграда.
Чтобы он мог драться, товарищи по концлагерю делились пайкой хлеба. Он тренировался в холодном бараке, а потом выходил на ринг. Подполье надеялось на его выдержку. Каждый бой должен был быть максимально долгим, чтобы дать больше времени узникам, что в канализационных трубах собирали из украденных частей винтовки.

Невероятные приключения американца в Ташкенте
Андрей Борзенко родился в 1920 году, вырос в Ташкенте. Его тренером по боксу стал чемпион США в лёгком весе Сидней Джаксон. Но что забыл американец в среднеазиатской республике?
В 1914 году 28-летнего Джаксона пригласили для показательных выступлений в Российскую Империю, где тогда открылись секции бокса. Он приехал. Началась Первая мировая война, вернуться домой можно было только через Афганистан, из Ташкента. Но средств не было, а бедная семья Джаксона выслать ему деньги отказалась.

Устроился на швейную фабрику, в Гражданскую войну добровольцем сражался на Закаспийском фронте. Потом открыл в Ташкенте первую в республике секцию бокса, куда пришёл Андрей Борзенко, ставший в 18 лет чемпионом Узбекской ССР в тяжёлом весе.

Подземные секретные цеха
В 1940 году Андрея призвали в армию. С началом войны он был артиллеристом. В плен попал под Киевом, был ранен в ногу. Сын боксёра вспоминал, что ранение беспокоило фронтовика всю жизнь:
На ноге была незаживающая рана. И каждое утро начиналось с перевязок. Он прихрамывал, но никогда не жаловался.
Дважды Борзенко бежал из концлагеря в немецком Ганновере. Его ловили, пытали. Затем перевели в Бухенвальд, один из крупнейших лагерей смерти в Германии. Вечный голод и холод, рабский труд в каменоломнях и на оружейном производстве, медицинские опыты, зашкаливающая смертность. Особенно много погибших было в секретных подземных цехах, где изготовлялись крылатые ракеты "Фау".

Чтобы не сойти с ума, Борзенко начал тренироваться. В холодном бараке боксировал с тенью. Немцы прознали о русском атлете. Они как раз тогда потехи ради устраивали бои на ринге. Против истощённых военнопленных выходили уголовники и эсэсовцы.
Измотал и нокаутировал
Одним из соперников русского солдата стал громила-эсэсовец — чемпион Германии в тяжёлом весе по имени Вилли, опытный боец. Он бил громадными кулаками, как поршнями. Сытый, сильный против голодного Борзенко.
Тогда он вспомнил уроки Джаксона. Ловко уходил от ударов громилы, эсэсовец терял терпение, его движения становились хаотичными, он нарушал правила. На пятом раунде Борзенко упал, притворившись поверженным. Вилли бросился добить и полностью открылся. Узник приподнялся, из последних сил ударил противника в подбородок, отправив в глубочайший нокаут.
Высокопоставленные немецкие чины были в ярости от проигрыша любимчика. Заключённые волновались, как бы русского не отправили в крематорий. Но немцы Борзенко не тронули.

Всего Борзенко провёл в лагере 80 боев и ни одного не проиграл…
Делились пайкой, чтобы не падал
Тайное интернациональное общество заключённых готовило вооружённое восстание. Из оружейных цехов удавалось пронести запчасти, сборкой винтовок занимались в трубах канализации, пока боксёр вел бои. Чтобы Борзенко держался, товарищи делились с ним пайкой хлеба.
В конце зимы 1945 года узникам стало ясно, что лагерь будет уничтожен. Участились массовые казни, крематорий работал без перерыва — немцы прятали следы злодеяний.
У членов подполья была радиостанция. По ней союзникам-американцам ушла шифровка:
На связи Бухенвальд. Просим о помощи. СС хотят нас всех уничтожить.
Ответ был обнадёживающим:
Концлагерю Бухенвальд. Держитесь. Спешим к вам на помощь. Командование Третьей армии.
Союзники стояли всего в 40 км от концлагеря, но вдруг резко направились в другую сторону. Почему? Известно, что в то время Третий рейх стремился наладить контакты с американцами.
Красный флаг над воротами
Медлить было нельзя. 11 апреля узники Бухенвальда ринулись на часовых, перебили охрану на земле, прорвавшись к оружейным складам. Борзенко с товарищами атаковали вышку у центральных ворот лагеря.
К пяти часам вечера над Бухенвальдом было поднято красное знамя. Концлагерь перешёл под контроль восставших. А 13 апреля в освобождённый концлагерь с триумфом, под стрекот кинокамер вошли американские солдаты.
Две тысячи бывших уже советских военнопленных — костяк подпольного сопротивления — шеренгой отправились на восток, к нашим. Каждый прошёл проверку СМЕРШа. Борзенко некоторое время после Победы и сам работал в контрразведке.
Пришлось снова драться с немцем
Вернувшись в Ташкент, боец женился, родились сын и дочь. Выучился на врача и всю жизнь проработал хирургом в городской больнице. Первым в городе стал проводить операции на сердце. Врач высшей категории, воспитал множество учеников.
Дети Борзенко знали, что он был в плену в Бухенвальде, но без подробностей. Воспоминаниями отец поделился лишь с писателем и первым руководителем Федерации бокса СССР Георгием Свиридовым.
В 1961 году вышла книга "Ринг за колючей проволокой ". Мальчишки зачитывались романом, записывались в секции бокса. Со всех концов страны Свиридову шли письма от бывших узников Бухенвальда.

Борзенко ещё дважды стал чемпионом Ташкента. Потом перешёл на тренерскую работу, был рефери Всесоюзной категории. На ринге всегда давал боксёру возможность восстановиться и только потом продолжал бой.
Будучи сдержанным, Борзенко лишь однажды чуть не вышел из себя, когда в 1947 году ему пришлось драться с неким Гельмутом. Обработал он тогда предельно жестоко, даже схлопотал судейское замечание, мол, в СССР бокс — товарищеский вид спорта.
Но "пепел Бухенвальда " в сердце фронтовика стучал сильнее. С 1937 по 1945 год через крупнейший в Германии концлагерь прошли более 280 тысяч узников. Погиб каждый пятый.
11 апреля — Международный день освобождения узников нацистских концлагерей. На встречах бывших заключённых в мемориальном комплексе бывал и Андрей Борзенко. Дома он хранил щепотку земли, привезённую из лагеря.
Незадолго до кончины отец сказал, что ему снится Бухенвальд. Видимо, чувствовал скорый уход,
— рассказывала дочь фронтовика Ольга.
Андрея Борзенко не стало в 1993 году. Бесстрашный русский солдат, атлет, талантливый хирург больше всего хотел, чтобы тысячи мальчишек, как и прежде, шли на ринг и отстаивали Честь и Достоинство.