
Если совсем кратко, то от советских фильмов для детей 1960-х годов киносказки 1970-х отличают две основные вещи: непременная философская идея и слегка печальная атмосфера.
В 1960-х годах главным советским киносказочником был Александр Роу. В 1970-е годы его место занял Борис Рыцарев. Смену эпохи легко заметить, анализируя их фильмы, но мы поговорим и о других сказках.

Яркие краски 1960-х и сдержанные оттенки 1970-х.
Главные герои сказок 1960-х были под стать своей вечно юной эпохе. Оля и Яло ("Королевство кривых зеркал") - девочки 10 лет. Вася и Алёнушка ("Огонь, вода и медные трубы"), Варвара и Андрей-рыбацкий сын ("Варвара-краса, длинная коса"), Настенька и Иван из "Морозко" - люди, которым ещё нет 20 лет или чуть за 20. Да, Ивана сыграл Эдуард Изотов, которому было около 30, но по сюжету это совсем молодой парень.

В самом начале "Морозко" Иван идёт мир посмотреть и себя показать. Это поведение юного, а не зрелого человека
В 1970-х годах героями сказок часто становились взрослые люди. В фильме "Иван да Марья" солдата Ивана играет 35-летний Иван Бортник. В "Возьми меня с собой" главному герою, скомороху Митрохе, около 40. Почти 40 лет и садовнику Зинзиверу в "Кольцах Альманзора". Повзрослел и Иванушка-дурачок, которого режиссёр Надежда Кошеверова отправила за чудом. Олегу Далю, когда он сыграл эту роль, было 35 лет. А в сказках Иван-Дурак - ещё юноша. Впрочем, фильм Кошеверовой сказкой можно назвать только с большой натяжкой.

"Как Иванушка-дурачок за чудом ходил". Здесь главный герой в исполнении Олега Даля мне напоминает другого чудаковатого странника - Дон-Кихота.
Даже юные актёры, игравшие принцев и принцесс в 1970-е годы, выглядели старше своих лет: печальный взгляд, философские речи... Вспомните царевича Прошу из одноимённого фильма или принца из "Принцессы на горошине" и вы поймёте, что я имею в виду.

Принц из "Принцессы на горошине". Кадров, где он улыбается, в фильме практически нет.
Сказочные сюжеты в этом десятилетии стали сложнее. В 1960-е годы фабула детских фильмов была простой: Оля и Яло спасали зеркальщика Гурда, а Вася - Алёнушку, которую похитил Кощей, Вакула летел на чёрте за черевичками, а Солдат пытался покорить сердце своенравной Принцессы.
Прошло десять лет и герои сказок задались философскими вопросами. Иванушка-дурачок сумел пробудить совесть в конокраде и вернуть волшебнику Лукомору веру в людей. Принц отправился за "той самой" принцессой, потерпел неудачу и понял, что искать счастья за тридевять земель не стоило. А Красная Шапочка простила и отпустила с миром Волков, которые за ней охотились.

Волки (скорее, оборотни) из "Про Красную Шапочку". Как раз они главной героине ничего плохого не сделают. Главным подлецом окажется Охотник. Деконструкция привычных образов - редкое явление в детских фильмах.
Кстати, именно в 1970-е годы режиссёры обратились к сказке "Русалочка". В 1976 году её экранизировали в Чехословакии и СССР. И там, и там главная героиня погибает. В советской сказке умирает ещё и опекавший Русалочку бродяга Сульпитиус. А теперь вспомните хоть одну сказку 1960-х, где погибал бы главный положительный герой. "Город мастеров" не в счёт, Караколь потом воскрес.

"Русалочка" - единственная советская киносказка, где нет счастливого финала.
Глубокий подтекст, приглушённые краски, множество шуток и намёков, рассчитанных на взрослого зрителя... Налёт атмосферы 1970-х лежит даже не самой солнечной сказке этого десятилетия - "Приключениях Буратино". Помните знаменитую песню "о жадинах, хвастунах и дураках"? Это сатира, рассчитанная явно не на детей.
А взять "младшую сестру" фильма о "Буратино" - киносказку "Про Красную Шапочку"? Вся вторая серия и немалая часть первой - это блуждания главной героини и волков по лесам и полям, сопровождаемые разговорами о жизни.
Такое ощущение, что в детских фильмах 1960-х годов царило лето, а потом внезапно наступила осень.

