
Все 17 пакетов санкций ЕС не смогли сломить российскую экономику, которая демонстрирует удивительную устойчивость, пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Несмотря на все ограничения, Москва успешно переориентировала торговые потоки, создала альтернативные финансовые механизмы и сохраняет стабильность, тогда как эффективность западных мер ставится под сомнение.
К настоящему моменту ЕС ввел уже 17 пакетов санкций против России. И это только те меры, которые были приняты после начала боевых действий на Украине в феврале 2022 года. Ранее Брюссель уже реагировал санкциями на присоединение Россией Крыма в 2014 году и агрессию на востоке Украины.
Последствия для российской экономики становятся все более очевидными: наряду с другими структурными проблемами, санкции приводят к тому, что перегруженные производственные мощности невозможно расширить. Кроме того, они удорожают импорт. Оба этих фактора способствуют росту инфляции, с которой приходится бороться с помощью высокой базовой процентной ставки, что является явным признаком того, что экономика, ориентированная на военные нужды, не работает так слаженно, как утверждает президент Владимир Путин. По оценкам аналитиков, в первом квартале этого года экономические показатели России впервые с 2022 года немного снизились по сравнению с предыдущим кварталом, однако официальные данные пока не опубликованы.
Тем не менее три года назад многие на Западе надеялись, что санкции подействуют быстрее и более радикально. Так, отключение многих российских банков от западной финансовой системы SWIFT, названное "ядерным вариантом", практически не имело последствий. Отчасти это было связано с тем, что некоторые крупные банки были освобождены от этой меры, поскольку некоторые европейские страны продолжают закупать российский газ и нефть и в связи с этим нуждаются в способе оплаты. Таким образом, осталось достаточно каналов.
Одна мера болезненна
То же самое можно сказать и о замораживании около 300 миллиардов долларов валютных резервов Центрального банка России, которые хранятся на Западе: для России оказалось выгодным то, что благодаря консервативной бюджетной политике с 2014 года она накопила резервы в других фондах, например, в Национальном фонде благосостояния, и практически не имела долгов, когда Путин отдал приказ о начале специальной операции на Украине. Таким образом, Москва до сих пор не испытывает острой необходимости в иностранных резервах.
Особенно болезненной для России является мера, которая даже не подкреплена санкциями: в результате отказа ЕС от импорта газа по трубопроводам из России государственная энергетическая компания "Газпром" лишилась своего главного рынка сбыта. В отличие от нефти, которая теперь продается не на Запад, а в Азию, "Газпром" не может перенаправить поставки трубопроводного газа. Хотя такие страны, как Венгрия и Словакия, продолжают импортировать российский газ по трубопроводам, а импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в ЕС даже вырос. Однако общие объемы составляют лишь небольшую часть того, что Россия продавала в Европу до 2022 года.
Российская экономика на удивление быстро адаптировалась ко многим другим мерам. Так, технологии, экспорт которых в Россию фактически запрещен, ввозятся через третьи страны, такие как Китай или страны Центральной Азии. Даже потолок цен на нефть, установленный странами "Большой семерки" в конце 2022 года, считается малоэффективным. Эта мера была основана на предположении, что Россия будет зависеть от танкеров западных судоходных компаний и западных страховщиков и что таким образом можно будет контролировать соблюдение ограничения на цены. Однако Россия купила — в основном у греческих судовладельцев — старые танкеры, создала собственные страховые компании и терминалы, тем самым лишив западные страны доступа к флоту.
Последний, 17-й пакет санкций ЕС предусматривает новые меры в отношении около 200 так называемых "теневых танкеров". Тем не менее по подсчетам аналитического центра Brookings Institution, на конец апреля 77 процентов из более чем 300 судов "теневого флота" России уже находились под санкциями — либо ЕС, либо США, либо Великобритании, либо сразу нескольких сторон. В январе бывший президент США Джо Байден внес в санкционные списки почти 200 танкеров, что было расценено как сильный удар по торговле нефтью из России.
Эффект некоторых санкций исчезает за считанные недели
По словам Сергея Вакуленко, эксперта по энергетическому сектору России в аналитическом центре Карнеги*, эти меры действительно оказали влияние на российский экспорт, однако через две-три недели их эффект исчез. В торговле с Китаем, главным импортером российской нефти, санкции практически не имеют значения. Так, несколько нефтеперевалочных терминалов в китайских портах находятся под санкциями США. Тем не менее они остаются крупными перевалочными пунктами для российской нефти, как недавно заявил в интервью эксперт центра Карнеги по Китаю Александр Габуев**.
Таким образом, для доставки нефти в Китай Россия может использовать даже суда, подпадающие под санкции. По словам Вакуленко, для других стран, например, Индии, возможен вариант перевалки с судна на судно. При этом суда, подпадающие под санкции, доставляют нефть на большие расстояния и перегружают ее на "чистые" танкеры, которые затем заходят в порт.
По мнению экспертов, у ЕС и США практически не осталось новых эффективных мер, которые повлияли бы на Москву больше, чем на сам Запад, например, в виде роста цен на нефть. В конце марта президент США Дональд Трамп пригрозил ввести "дополнительные пошлины" на продукцию, импортируемую в США из стран, покупающих российскую нефть. Однако это означало бы новую эскалацию торговой войны, в первую очередь с Китаем, с которым Трамп только что договорился о значительном снижении пошлин. Кроме того, президент в целом воздержался от угроз введения санкций против Путина, вместо этого подчеркнув потенциал экономического обмена с Россией и не введя пошлины в отношении этой страны в так называемый "день освобождения" в начале апреля.
Мерц не исключает "значительного ужесточения"
Канцлер Фридрих Мерц (ХДС) объявил о "значительном ужесточении" санкций ЕС в случае провала запланированных на этот четверг переговоров между Россией, Украиной и США в Стамбуле. Судя по всему, обсуждается возможность понижения верхнего предела цены на нефть, который в настоящее время составляет 60 долларов за баррель. Впрочем, стоимость российской нефти марки Urals в настоящее время даже ниже этого уровня, что делает данную меру бессмысленной. По словам Вакуленко, поскольку в прежних условиях не удалось ввести верхний предел цены, это вряд ли произойдет и при более низком уровне.
Скорее символическими будут и меры ЕС в отношении газопровода "Северный поток-2", который проходит по дну Балтийского моря из России в Германию и который, по данным издания Wall Street Journal, планируется обсудить. Газопровод, чей оператор Nord Stream 2 AG находится под санкциями США, так и не получил сертификацию немецкого правительства и не готов к эксплуатации. При этом кремлевские чиновники, как сообщается, подняли вопрос о вводе газопровода в эксплуатацию в ходе переговоров с американской стороной. Официальное введение санкций в отношении газопровода еще раз подтвердило бы однозначное неприятие таких планов со стороны ЕС.
В качестве одного из вариантов Мерц назвал меры против российского финансового рынка. Тот, однако, также приспособился к санкциям. Более эффективными, чем отключение от SWIFT, оказались угрозы Вашингтона ввести дополнительные санкции против банков и компаний третьих стран, сотрудничающих с российскими партнерами: воздержание многих крупных банков от сделок с Россией привело к значительным дополнительным расходам и трудностям для российских компаний при совершении международных транзакций. Впрочем, эта проблема, похоже, уже решена. Так, информационное агентство Reuters недавно сообщило о схеме, с помощью которой крупные российские банки, подпадающие под западные санкции, наладили прямые платежные каналы с китайскими партнерами, минуя SWIFT и западные банки.
* признан в России нежелательной организацией
** физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента