Влад Шлепченко
ВСУ успешно прошли очередной этап накопления потерь, утраты боеспособности, снижения морального духа и управляемости – и теперь переходят к фазе оставления дотационных городов и территорий, "не имеющих стратегического значения". Русская военная машина, напротив, набрала темп и продолжает непрерывно давить врага, ритмично нанося удары на всю глубину неприятельской обороны – от передовых окопов в лесах Кременной до логистических хабов в её западной части.
После падения Часового Яра и прорыва нашей штурмовой пехоты в Покровск (Красноармейск) события на фронтах явно ускорились: потеряла устойчивость украинская оборона в районе Северска и Лимана, то есть там, где противник держал позиции с 2022 года; группировка "Север" расширила, казалось бы, надёжно запечатанный ВСУ плацдарм в Волчанске, а в степях Запорожья медленно, но без остановки развивается наступление бойцов-дальневосточников.
Однако главным событием последнего времени стал прорыв в окрестностях Купянска и внезапная активизация действий в отношении Херсона.
Очень перспективный мешок
В среду, 6 августа, одинокий штурмовик был замечен разведывательным беспилотником на окраине села Соболевка. Появление русского бойца примерно в четырёх километрах за актуальной на тот момент линией фронта вызвало удивление: от восторженных оценок, что мы взяли село, – до скептических замечаний, что на войне случается всякое, человек мог просто потеряться или выполняет разведывательную задачу.
При этом о контроле над самой Соболевкой речи пока что не идёт. А на кадрах может быть запечатлена как работа одной из ДРГ, зашедшей в тыл противника вдоль лесополос со стороны Тищеновки или Радьковки, так и просто одинокий боец, который по воле случая или приказа оказался в глубоком тылу противника,
– отмечал Telegram-канал "Рыбарь".
Однако по прошествии нескольких суток село на мониторинговых картах было закрашено в наш цвет, более того, проникновение русской пехоты фиксируется уже на окраине лесного массива к югу от населённого пункта.

Министерство обороны пока не спешит прояснять ситуацию. Ведомство сообщало об освобождении Соболевки ещё 6 июля.
Подразделения группировки войск "Запад" в результате решительных действий освободили населённый пункт Соболевка Харьковской области,
– говорилось в суточной сводке военного ведомства.
Теперь же присутствие в селе наших бойцов фиксируется кадрами объективного контроля, поступающими и со стороны противника. Если группировке "Запад" действительно удастся закрепиться в селе, то это станет поворотным моментом во всей битве за город.
Дело в том, что Соболевка лежит всего в полутора километрах от трассы Н-26, уходящей на Чугуев и Харьков, – важнейшего маршрута, по которому ведётся снабжение города. Также от Соболевки менее четырёх километров до дороги Т-21-09, которая позволяет запитать гарнизон по просёлкам и второстепенным дорогам.
Если нашим бойцам удастся окопаться в селе, развернуть там миномёты, РЭБ и расчёты FPV-дронов, то украинцы в Купянске останутся без снабжения. Вместе с городским гарнизоном в блокаду попадут силы, которые по-прежнему держат крупный плацдарм на левом берегу реки Оскол и не подпускают нас к Купянску с востока.
Присутствие русской пехоты возле Соболевки замечено и американскими осинтерами, правда, они не торопятся изображать нашу зону контроля в этом селе. Источник: один из западных мониторинговых ресурсов
Вообще, надо отметить, что СВО практически не даёт примеров классических котлов и окружений в стиле Второй мировой войны. В первую очередь это связано с принципиально иными возможностями средств связи и разведки, а также утратой бронетехникой способности проводить стремительные и глубокие манёвры.
В результате, даже оказавшись в исключительно плохой ситуации, обороняющаяся сторона, как правило, успевает отойти из-под удара, оставив подразделения на растерзание беспилотников и артиллерии. Однако ситуация в Купянске и его окрестностях такова, что противнику придётся не просто отходить по дорогам, перехваченным нашими дроноводами (что наглядно показал опыт ликвидации курского плацдарма ВСУ), но и выталкивать свои подразделения из-за реки.
Херсон в дыму
Вторым направлением, где уже в ближайшее время могут произойти радикальные изменения обстановки, является Херсон. В начале августа ВКС начали наносить удары по мосту, соединяющему правобережную часть города с микрорайоном Корабел, расположенному на острове Карантинный.

Остров связан с остальной частью города двумя мостами: автомобильным и железнодорожным. 2 августа по автомобильному мосту были нанесены первые бомбовые удары. Первоначально сообщалось о применении трёхтонных ФАБов, однако затем компетентные специалисты уточнили, что русская авиация отработала полуторатонными бомбами. Попадания по мосту оставили в его настиле крупные дыры, однако железобетонная конструкция выдержала удары.
Ситуация с ударами бомб по мосту в Корабельном районе Херсона напоминает продолжительную кампанию ВСУ ударов ракет GMRLS по Антоновскому мосту в 2022 году. Как видно на новых опубликованных кадрах, после очередной серии бомбардировок мост продолжает стоять. Преимущество ВКС РФ здесь в том, что авиабомбы обладают значительно большей массой БЧ, чем ракеты HIMARS. В теории при систематическом воздействии это позволит обрушить мост быстрее,
– отмечает Telegram-канал "Военный осведомитель".
При этом обозреватели сразу подчеркнули, что удары по мосту наносятся неспешно и очень дозированно. Русская авиация не трогает соседний железнодорожный мост, позволяя жителям уйти по нему в западную часть города.
На Херсонском направлении с острова Карантинный (мкр Корабел г. Херсона) наблюдается исход населения по пока ещё целому ж/д мосту. Телеграм-каналы ГрВ "Днепр" предупредили, что данный мост ещё несколько дней не будет подвергаться ударам, в отличие от автомобильного, чтобы гражданские смогли покинуть район боевых действий,
– сообщают авторы Telegram-канала "Два майора".
Основных объяснений нашей активности в отношении Херсона два:
группировка "Днепр" готовится форсировать реку и для этого изолирует район будущей высадки;
Генштаб проводит операцию по сковыванию резервов ВСУ, не позволяя Киеву снять оставшиеся на юге боеспособные подразделения и отправить их на стабилизацию ситуации под Покровском или на другие проблемные направления.
Не чужой город
В самом городе воцарилась тяжёлая, гнетущая обстановка: местные жители не хотят покидать свои дома. В основном потому, что на дорогах их ждут блокпосты полиции и ТЦК, а херсонцы не желают воевать на стороне украинского режима. Многие отказываются эвакуироваться вглубь Украины, так как их родственники в России и жить они хотят на исторической родине.
Координатор пророссийского николаевского подполья Сергей Лебедев подтвердил информацию Царьграду.
Конечно, люди не хотят уезжать, потому что все уже наслышаны: на Украину их вывозят просто бомжевать. Их закидывают в какие-то старые здания, и то не всегда, где они живут на гуманитарную помощь, которую сами жители Херсона называют "пластилин", предпочитая с помоек выкапывать то, что недопродано на рынке или просрочено в магазинах. А так они остаются в своих домах – хоть небезопасно, но хотя бы своё. Какая-то крыша над головой, какое-то, в преддверии зимы, тепло, может, какие-то есть консервы, чтобы поесть,
– пояснил Лебедев "Первому русскому".
По мнению нашего собеседника, руководству России – и политическому, и военному – можно было бы напрямую обратиться к жителям области, поддержать их морально:
Ведь Херсонская область конституционно полностью перешла в состав России. То есть это наши люди. К ним нужно обратиться и сказать им, что мы помним, что они наши люди. И что мы идём их освобождать от происходящего.
При этом координатор николаевского подполья совсем не уверен в том, что русская армия действительно будет силой освобождать город, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Это одна из перспектив. Другая перспектива – это мы проходим Кривой Рог и начинаем наступление с севера и востока одновременно, как было во времена Великой Отечественной. По срокам хотелось бы сказать, что это будет этой осенью, но я так думал и прошлой осенью, однако случилось то, что случилось под Курском, и поэтому мы никуда не пошли. Надеюсь, этой осенью у нас всё получится,
– высказался Лебедев.
В сухом остатке
Русская военная машина продолжает наращивать давление на врага, добавляя к старым "мозолям" новые болевые точки, на которые ВСУ вынуждены реагировать. В одних местах наше давление нацелено на прорыв обороны и освобождение русских территорий, в других – преследует цель сковать украинские резервы, не позволив Киеву использовать их там, где они нужнее всего.
По мере дальнейшего наращивания нашего преимущества, уже видимого невооружённым глазом, число проблемных участков будет возрастать, пока количество не перейдёт в качество, в результате чего произойдёт действительно масштабное обрушение украинского фронта, а возможно, и массовая сдача вражеских подразделений или даже их переход на нашу сторону.
Сценарий пока кажется фантастическим, но ещё буквально два года назад русская армия вела многомесячные сражения за отдельные сёла; в 2024 году – освобождала города, а сейчас окружает целые агломерации.