Несовершенство налоговой системы РФ: Фискальный гнет вместо стимулирующего роста

КОНТ 17 часов назад 1
Preview

В своих небольших, предыдущих статьях опубликованных на КОНТе, я коснулся проблем налогообложения, так называемых "рантье". В этой же хочу поговорить о несовершенстве налоговой системы РФ в целом, как я это вижу.

Налоговая система любого государства – это не просто источник пополнения казны, а мощный инструмент экономического регулирования, стимулирования инвестиций и обеспечения социальной справедливости. К сожалению, анализ российского налогового законодательства, особенно в части размеров налогообложения и правил его исчисления, выявляет глубокие системные перекосы, превращающие ее из двигателя развития в фискальный пресс, особенно для реального сектора экономики и трудовых доходов. Основная проблема кроется в доминировании фискальной функции над стимулирующей и регулирующей, порождающей скрытые налоги и несправедливое распределение налоговой нагрузки.

1.Бизнес под прессом: Налог на прибыль и НДС – искаженные механизмы взимания,

В отличие от большинства развитых стран, где принцип, что все обоснованные экономические расходы уменьшают налогооблагаемую базу, является фундаментальным, в России действует система нормирования. Расходы на рекламу, представительские, на обучение персонала, на добровольное страхование и многие другие жестко ограничены. Это означает, что бизнес фактически платит налог с части своих реальных затрат(согласитесь - это абсурд), превращая налог на прибыль в скрытый налог с оборота или фонда оплаты труда. Это не стимулирует развитие, инновации или инвестиции в человеческий капитал, а лишь увеличивает фискальную нагрузку.

НДС: Инвойсная система со "сломанным" зачетом.

Теоретически НДС – это налог на добавленную стоимость, где бизнес выступает сборщиком, а бремя ложится на конечного потребителя. Однако российская практика вносит грубые искажения, ломая принцип этого вида налогов.

Ограничения на вычет входного НДС (например, по авансам, по отдельным видам расходов, множество ограничений), а также сложности при возврате делают механизм зачета неэффективным.

Проблема затрат без НДС. Для предприятий, чья структура затрат включает значительную долю услуг или товаров, не облагаемых НДС (например, аренда у государства, финансовые услуги, экспортно-ориентированные отрасли с "нулевой" ставкой), невозмещаемый входной НДС накапливается. Для них НДС де-факто превращается в налог с оборота, съедая маржу и конкурентоспособность. Это классический пример скрытого налога, прямо противоречащего природе НДС.

Глобальный контраст.

Корпоративные налоги как инструмент развития.

Во многих странах (особенно ЕС, Сингапур, часть Азии) ставки налога на прибыль ниже российских (20%), а главное – система вычетов прозрачна и широка. Налоговые льготы часто привязаны к НИОКР, инвестициям, созданию рабочих мест в депрессивных регионах. Налоги воспринимаются не как удушающая повинность, а как плата за инфраструктуру и стабильность, а их оптимизация в разумных пределах – легальная практика. В России же высокая ставка в сочетании с нормированием расходов и сложностями с НДС создает среду, где легальная оптимизация крайне затруднена, а теневая (как бы с ней не боролись) дорожает, но все-равно существует.

2. Скрытые и Квази-Налоги - Удушение Оборотом.

Страховые взносы как колоссальная нагрузка на труд.

Формально плательщиком взносов в ПФР, ФСС, ФОМС (суммарно до 30% от фонда оплаты труда) является работодатель. Однако экономическая реальность такова, что это часть стоимости труда. Эти взносы:

Прямо влияют на размер "чистой" зарплаты. Работодатель вынужден закладывать их в стоимость рабочей силы, ограничивая рост реальных доходов сотрудников.

Сдерживают легализацию зарплат. Высокая нагрузка стимулирует выплаты "в конвертах".

Де-факто являются скрытым налогом на труд, причем регрессивным, так как бремя относительно выше для низкооплачиваемых работников.

Мировая практика же все чаще предполагает консолидацию таких платежей в рамках НДФЛ или их прямое отнесение на работника.

Новые "оборотные" сборы. Экологический сбор и сбор на рекламу, несмотря на свое название, по экономической сути являются налогами с оборота или добавленной стоимости для целых отраслей. Их введение без комплексной реформы всей системы лишь усугубляет фискальную нагрузку на бизнес, особенно в условиях, когда основные налоги (НДС, налог на прибыль) и так имеют признаки оборотных из-за описанных выше искажений.

3.Физические лица. Дисбаланс в налогообложении разных типов доходов.

НДФЛ( налог на доходы физических лиц) имеет относительно низкую ставка, но... .

Базовая ставка НДФЛ в 13% выглядит привлекательно на фоне многих стран. Однако ключевая проблема – в неравенстве:

Отсутствие прогрессии.

Плоская шкала НДФЛ означает, что высокие доходы облагаются по той же ставке, что и средние, что снижает перераспределительный и социальный эффект налога.

Предмет охоты мировых фискалов – у нас в тени?

Во всем мире основной предмет борьбы налоговых органов – уклонение от налогообложения доходов состоятельных лиц, особенно от капитала и активов (проценты, дивиденды, прирост капитала, доходы трастов). В России же при декларируемой борьбе с офшорами, реальная эффективность налогообложения крупных состояний, особенно полученных в прошлом или защищенных сложными структурами, вызывает вопросы. Акцент фискальной политики часто смещен в сторону среднего бизнеса и зарплатных доходов, где контроль проще. Это нарушает принцип горизонтальной и вертикальной справедливости; те, кто получает доходы преимущественно от труда, несут относительно большую нагрузку, чем те, чьи доходы формируются капиталом, особенно при наличии возможностей для оптимизации.

4. Спецрежимы: Единственное спасение, но на грани исчезновения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) и ЕНВД (до его отмены) были спасательным кругом для малого бизнеса, позволяя выжить в условиях сложной и тяжелой общей системы. Однако постоянное ужесточение условий (лимиты по доходам, численности, видам деятельности, введение НДС), а также разговоры о повышении ставок или отмене УСН, лишают малый бизнес последней опоры. Дышат Малые предприятия уже с трудом.

Заключение: К чему ведет несовершенство?

Российская налоговая система в ее текущем виде не выполняет в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. Ее фискальная направленность, искаженные механизмы расчета базы (нормирование расходов, проблемы с НДС), высокие скрытые налоги (страховые взносы, квази-налоги) и дисбаланс в обложении труда и капитала создают следующие проблемы:

Сдерживание инвестиций и инноваций. Бизнес не заинтересован в долгосрочных вложениях из-за неопределенности и высоких издержек.

Сопротивление легализации. Сложности и высокая нагрузка толкают бизнес и работодателей в тень.

Несправедливость. Нарушаются базовые принципы налоговой справедливости (соразмерность доходу, учет реальной способности платить).

Торможение экономического роста. Система не стимулирует, а подавляет экономическую активность, особенно в реальном секторе и малом бизнесе.

Необходима не косметическая правка, а глубокая реформа, основанная на следующих принципах:

1. Признание всех экономически обоснованных расходов при расчете налога на прибыль (отказ от нормирования).

2. Упрощение и либерализация механизма зачета НДС, минимизация ситуаций, когда он становится налогом с оборота.

3. Пересмотр системы страховых взносов с переносом части нагрузки или ее консолидацией с НДФЛ.

4. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ и выравнивание нагрузки на доходы от труда и капитала с усилением контроля за обложением последних.

5. Сохранение и поддержка реально работающих спецрежимов для малого бизнеса.

6. Отказ от введения новых "оборотных" сборов, усугубляющих и без того высокую нагрузку. Срочная отмена вновь ведённых.

Только переход от чисто фискальной логики к логике стимулирования развития и обеспечения справедливости позволит налоговой системе РФ стать не тормозом, а двигателем экономики. Пока же перекосы и скрытые налоги остаются ее серьёзными пороками, преступно сдерживающими потенциал страны. 

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'