Юлия Банишевская
На многодетные семьи в России идёт охота. Вопиющий случай в Саратове показал, что ювенальная юстиция не сбавляет оборотов: мать четверых детей пытаются лишить родительских прав из-за того, что она... слишком бедная. При этом выбраться из замкнутого круга без посторонней помощи невозможно: женщина даже не может снять квартиру, потому что ей отказывают – как раз из-за детей. О том, как многодетность вопреки здравому смыслу (и государственной политике!) превращают в порок, читайте в материале Царьграда.
Надежде Басовой из Саратова 40 лет. Будучи сиротой, она выросла в детском доме и никогда не думала, что теперь уже её детей постигнет та же участь. Четверо Басовых-младших, самому маленькому из которых едва исполнился год, волею судьбы оказались разучены с матерью. И рядом не нашлось никого, кто вовремя помог бы многодетной семье. Наоборот, опека сделала всё, чтобы дети оказались разлучены с родителями.

"Им будет лучше в детском доме"
"Спираль невезения" закрутилась, ещё когда Надежде было 18 лет. Государство обязано предоставлять сиротам жильё. Но покупка квартир для них – одна из самых больших статей расходов региональных бюджетов. Надежда какое-то время тоже числилась среди очередников, а потом по незнанию сама отрезала себе возможность получить положенную квартиру. Какой-то родственник дал ей денег, которых хватило на покупку крошечной каморки в небольшом райцентре Новоузенск на 15 тысяч человек.
В связи с этим "ценным" приобретением девушку просто выкинули из очереди, потому что формально у неё появилось жильё.
Вчерашняя сирота вышла замуж, трижды стала мамой, но случилось несчастье. В 2022 году в многоквартирном доме произошёл пожар — пострадали фундамент, стены, перегородки, кровля. Межведомственная комиссия признала здание аварийным и подлежащим сносу, однако ни другого жилья вместо утраченного, ни денежной компенсации многодетная мама не получила. А тут ещё один сюрприз: Надежда Басова забеременела четвёртым ребёнком. В тот момент она работала уборщицей, денег на аренду нормальной жилплощади просто не было.
Вместо того чтобы помочь многодетной семье с квадратными метрами, местные власти пошли по пути наименьшего приложения усилий. Надежде предложили поместить детей в детский дом. В безвыходной ситуации она согласилась, о чём теперь сильно жалеет. Когда родился малыш, его у матери тоже забрали и отдали под опеку в чужую семью. Поначалу Надежде казалось, что ему там будет лучше, ведь она не может дать новорождённому достойные условия. Да и опекунша вела себя вполне дружелюбно – позволяла матери видеться с сыном.
А потом что-то пошло не так. По прошествии года эта женщина неожиданно подала в суд на лишение Надежды и её мужа родительских прав, а заодно прекратила всё общение. При этом мать ребёнка ничем не заслужила таких радикальных мер: она не пьёт, не употребляет наркотики, детей не бьёт, работает. Единственная её вина — это бедность. Бывшая сирота работает уборщицей и не имеет своего жилья. К несчастью, теперь это достаточное основание, чтобы под благовидным предлогом забрать детей…

Надежда надеется на чудо
Сейчас "спираль невезения" закручена до такой степени, что понадобилась помощь юристов. В суде интересы Надежды Басовой представляют правозащитники общественного движения "Иван-чай", в практике которых это не первый случай, когда у многодетной мамы забирают детей из-за бедности.
Надежда не получила жильё взамен своего аварийного – администрацией ей не было предоставлено. И также не было оформлено пособие на детей ввиду того, что она не могла в Саратове встать на учёт в центре занятости и собрать нужный пакет документов,
— пояснила юрист "Иван-чая".
Сейчас главное – добиться выплаты за утраченное после пожара жильё и восстановить Надежду в родительских правах на трёх старших детей. До недавнего времени они находились в Пугачёвском детском доме, но потом их почему-то передали крёстной матери. По её словам, опека запретила им общаться с родной мамой. Непонятно, на каком основании детей из этой семьи передали чужой тёте. Возможно, чтобы это выяснить, придётся подключать прокуратуру. Но само поведение сотрудников опеки говорит о том, что они не собираются возвращать детей родной матери, хотя она не пьющая, не наркоманка и не безработная.
Тем временем Надежда Басова бьётся в суде за восстановление в родительских правах и надеется, что у неё получится вернуть всех четверых детей:
Я тоже обучалась в школе-интернате и не хотела бы такой участи своим детям. К детям я езжу, они очень хотят домой. Но так как у меня нет своего жилья, их не отдают. Мне жилья государство не предоставило, из-за этого я сейчас не могу забрать своих детей.
На днях и районный, и областной суд отказали опекуну младшего ребёнка в лишении Надежды Басовой и её мужа родительских прав. Кроме того, юрист семьи подал иск о снятии ограничений в родительских правах на троих старших детей. В суд было представлено обязательство от активистов-общественников о том, что они помогут многодетной семье снять подходящее жильё. А далее зарплаты и детских пособий должно хватить, чтобы оплачивать аренду и спокойно жить вместе.
Сейчас Надежда живёт в аварийном частном доме, потолок которого вместо перекрытий подбит простынёй. Детей в такие условия не приведёшь. Проблема в том, что найти подходящее жилище в Саратове даже при наличии денег оказалось большой проблемой — владельцы жилья отказывают многодетной маме: с животными сдают охотнее, чем семьям с детьми. Так и говорят:
С собаками – пожалуйста, с детьми – извините!

"Это системная ошибка"
Руководитель общественного движения "Иван-чай" Элина Жгутова в беседе с Царьградом обратила внимание, что такие истории перестали быть единичными. Это – системная ошибка. В Саратовской области в подобный переплёт попали ещё как минимум две семьи, у которых детей забрали в сиротские учреждения из-за отсутствия у родителей жилья.
Если бы органы опеки работали в ключе семьесберегающей политики, они должны были посмотреть, как помочь матери получить жильё, а не просто отобрать детей и закинуть их в детский дом и опекунам,
— подчеркнула эксперт.
С такой оценкой согласна и уполномоченная по правам ребёнка в Саратовской области Татьяна Загородняя. В разговоре с Царьградом Загородняя уточнила, что как только Надежда Басова восстановит родительские права на всех четверых детей, она получит право на бесплатное жильё или сертификат – в Саратовской области многодетным семьям предоставляется такая возможность.
В отчёте саратовского детского омбудсмена за прошлый год говорится, что работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в регионе организована ненадлежащим образом. Только благодаря личному вмешательству уполномоченной при президенте по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой удалось вернуть четырёхмесячную дочь родной матери.
Женщина находилась в сложной жизненной ситуации и была вынуждена поместить девочку в саратовский дом ребёнка. В конце концов, ребёнок был передан маме и восстановлены выплаты социальных пособий. Но сколько детей ещё остаются разлучёнными с родителями?
Что отличает Саратов – истории как под копирку. Детских приютов в областном центре попросту нет. Если ребёнка изымают из семьи, он попадает в приют далеко от Саратова, так что навещать его родителям сложно. Кроме того, так как все приюты с коррекционным уклоном, здоровые дети попадают жить вместе с умственно отсталыми.
Все эти приюты находятся не меньше чем в 250 км от Саратова. Я посчитала, сколько стоит приезжать туда хотя бы раз в неделю. Нужно потратиться на дорогу, привезти гостинцев, остаться с ночёвкой, и в итоге каждая поездка влетает в копеечку. Откуда у человека столько денег? Это системное безобразие, которое пора прекращать, поэтому мы составили обращение на имя губернатора с просьбой организовать в черте Саратова детский приют,
— говорит Элина Жгутова.
А пока матери вынуждены кататься туда-сюда и тратить большие деньги, иначе есть риск, что их обвинят в нежелании общаться с детьми и под этим соусом лишат родительских прав. Вот такая вилка: или откажись от ребёнка, или стань ещё беднее.

Что с того?
Схема, по которой работает ювенальная юстиция, проста. Убедить многодетную мать временно (!) отдать детей в детский дом, потому что семье негде жить и не хватает денег. Разделить семью как можно большим расстоянием. Передать детей под опеку, а затем лишить их кровных отца и мать родительских прав.
И всё это провернуть, прикрываясь интересами ребёнка. Вернуть детей из сетей, ловко расставленных ювеналами, очень непросто. Потому что каждая "голова" — это деньги, государственное финансирование.
И весь этот беспредел в отношении многодетных русских семей происходит на фоне того, что вчерашним мигрантам в России охотно раздают жилищные сертификаты. Если же речь идёт о коренной бедной многодетной семье, от ювенальной юстиции можно ожидать только подвоха: прикрываясь благими намерениями, детей заберут, а родителей лишат прав и "поставят на счётчик".