
28 ноября 1918 года в деревне Татищево, что под подмосковной Вереей в многодетной крестьянской семье родилась Анна Федоровна Камаева.
После семилетки девушка окончила ФЗУ и получила свидетельство о присвоении ей 3-го квалификационного разряда ткачихи. Так как на тот момент бывшим фэзэушникам запрещалось поступать в техникумы и ВУЗы пока они не отработают 3 года на предприятии, Анна пошла трудиться на московский шёлковый комбинат «Красная Роза».
В 1938 году стахановке Камаевой Комсомол оказал честь, отправив ее на работу в НКВД, обескровленный после варварской чистки кровавого карлика Ежова. Новый нарком Берия начал в авральном режиме реанимировать разгромленный комиссариат, в том числе за счет массового набора лучших комсомольцев.
Анну отправили учиться в энкавэдэшную «Школу особого назначения». Хваткая ткачиха одна обслужившая 50 станков играючи освоила радиодело, работу с ключом на слух, правила налаживания связи с «Центром», шифровку (дешифровку) донесений и методы противодействия вражеским подразделениям радиоразведки. Помимо этого курсант Камаева овладела основными видами стрельбы, ножевого и рукопашного боя. Благодаря врожденному языковому таланту будущая разведчица в сжатые сроки выучила финский, испанский и польский языки.
Анна стала одной из лучших в своем выпуске 1939 года, неслучайно ее сразу же забрали в «Иностранный отдел» НКВД.
После начала Великой Отечественной войны девушка попала в один из отрядов 4-го разведывательно-диверсионного управления НКВД возглавляемого легендарным чекистом Павлом Судоплатовым. После того как 19 октября 1941 года Москва была переведена на осадное положение разведчица оказалась в числе диверсантов которых командование оставляло в столице на случай сдачи её гитлеровцам. Берия рассчитывал, что взяв Москву славолюбивый фюрер приедет в древнюю русскую столицу чтобы лично принять парад войск. Анна вместе с другими ликвидаторами-одиночками должна была попытаться устранить Гитлера. Для каждого потенциального «истребителя» рейхсканцлера была определена своя роль: снайпер, подрывник, отравитель, пистолетчик с экспериментальными взрывными пулями.
После того как в начале декабря 1941 года нацистов остановили под Москвой Анна в составе диверсионного отряда ходила в рейды по вражеским тылам. Однажды после выполнения очередного задания на награждении у командующего фронтом девушка встретила красивого лейтенанта получившего второй орден «Боевого Красного Знамени». Разведчица даже не предполагала, что в тот день судьба свела её с будущим мужем Михаилом Филоненко.
В 1942 году девушка окончила Свердловскую межкраевую школу НКВД, где в совершенстве овладела чешским и португальским языками. В 1944 году ей приказали отправиться в Мексику и подготовить нападение на тюрьму «Паласио-де Лекумберри» (Черный дворец) в которой отбывал 20 летний срок заключения Рамон Меркадер, агент, ликвидировавший Льва Троцкого. Подготовка операции заняла два года, когда до штурма тюрьмы оставалась неделя, Москва отменила проведение акции и отозвала разведчицу на Родину.
В столице на одном тематическом занятии она встретила того самого красавца которого видела зимой 1941 года на вручении наград у командующего фронтом. Во время перерыва капитан ПГУ МГБ Михаил Филоненко сам подошел к ней, чтобы познакомиться, оказывается все это время, он пытался ее найти, используя все доступные ему ведомственные ресурсы, но все его попытки оказались безрезультатными.
1 октября 1946 года Михаил и Анна поженились.
Став женой легендарного разведчика она узнала, что зимой 1941 года командуя разведывательно-диверсионным отрядом «Москва» он совершил полуторамесячный рейд по гитлеровским тылам. Добытые его бойцами данные были настолько важны, что Михаил Иванович лично в течение часа докладывал их командующему Западным фронтом генералу армии Жукову.
С 1942 года Михаил руководил на Украине резидентурной сетью «Олимп» и партизанским отрядом «Александр Невский». Благодаря разведданным добытым его людьми наше командование в ноябре 1943 года подразделениями 52-ой армии провело успешную операцию по форсированию Днепра.
В Польше он получил тяжелое ранение, чудом остался жив и пройдя долгий период реабилитации, пришел на службу во внешнюю разведку.
В 1947 у Михаила и Анны родился сын Павел. В 1951 году вместе с 4 летним ребенком они перешли советско-китайскую границу и успешно добрались до Харбина. Анна участвовала в операции, будучи глубоко беременной ей, удалось убедить командование, что ни у одного китайского военного разведчика из «Цин Баобу» не возникнет подозрения, что красивая блондинка у которой пузо лезет на нос, является советской агентессой, а ее муж с маленьким сыном на руках одним из самых опытных диверсантов Великой Отечественной войны. В городе, основанном русскими поселенцами в 1898 году, они представлялись чешскими эмигрантами, бежавшими от проклятых коммунистов.
Незадолго до описываемых событий советская осведомительница Элизабет Бентли, почувствовав, что вокруг нее сжимается кольцо фэбэровских ищеек пришла на прием к Эдгару Гуверу. Во время встречи с всесильным шефом ФБР она заявила, что работает на Москву и предложила взамен на освобождение от уголовного преследования передать контрразведчикам список с 87 советскими агентами. Вследствие этого предательства наша страна потеряла в США разветвленную разведывательную сеть и была вынуждена создавать ее с нуля.
Сначала командование хотело отправить Филоненко в США, но потом решило, что супругам будет намного проще работать в Бразилии и это даже невзирая на то, что в то время страна была нашпигована американскими разведчиками как «Camarao na Moranga» (тыква, фаршированная креветками).
В 1954 семья чешских беженцев с двумя детьми приехала в Рио-де-Жанейро. В бразильской столице Михаил открыл коммерческую организацию, которая достаточно быстро прогорела. Столкнувшись с первой неудачей, разведчик записался в библиотеку, где стал штудировать книги по бразильскому предпринимательству. В какой-то момент мужчина вспомнил, что начиная со школы, ему всегда везло в карточных баталиях, при этом было неважно, в какую игру и с кем он играл. В одной из книг Михаил прочитал что трейдер (торговый человек) стремящийся к финансовому успеху должен быть эмоционально устойчивым, дисциплинированным, обладать навыком анализа допущенных ошибок, и гибкостью в принятии решений. Всему этого разведчика научили в спецшколе.
Филоненко стал осторожно играть на бирже и достаточно быстро сколотил себе приличное состояние. Семья переехала в роскошный дом, купила дорогое авто «Роллс-Ройс Сильвер Даун», наняла многочисленную прислугу. Постепенно удачного игрока и его красавицу жену стали приглашать в лучшие семьи Рио-де-Жанейро, где они познакомились с высокопоставленными чиновниками, политиками, бизнесменами, деятелями культуры и футболистами. Со временем они и сами стали устраивать поистине королевские приемы.
Пока пьяные гости сплетничая, проговаривались, сливая закрытую информацию наши разведчики обладавшие натренированной памятью, словно губки впитывали услышанные секреты.
В Бразилии у супругов родился сын Иван. «Чешская семья» была настолько хлебосольной, что никому и в голову не могло прийти, что роскошный особняк это комфортабельное логово советских нелегалов.
Михаил заядлый рыбак благодаря своей страсти познакомился с диктатором Парагвая Альфредом Стресснером. Будучи страстным удильщиком, лидер южноамериканских антикоммунистов был поражен техникой спиннинговой ловли везучего чеха, которому амазонские длиннопёрые окуни пачками насаживалась на блесну. Создатель «стронизма» оказался одной из самых крупных хищных рыб добытых советскими разведчиками, вторым ценным источником информации стал бразильский министр обороны Энрике Тейшейра Лотт.
Беда подкралась, откуда не ждали. Весной 1960 года Михаил Иванович внезапно почувствовал острую боль в груди и потерял сознание. В больнице мужчине диагностировали обширный инфаркт миокарда. После того как бразильские врачи поставили разведчика на ноги «Центр» решил отозвать Филоненко на Родину. Дождавшись приезда в Рио-де-Жанейро нового советского резидента разведчики передали ему созданную ими агентурную сеть и запетляв следы в шести европейских странах вернулись в Москву.
Дети нелегалов Павел, Мария и Иван были в шоке узнав что их родители русские «шпионы». Это старший сын Павел считая себя «чистокровным» бразильцем назвал родителей не разведчиками, а шпионами, прекрасно понимая разницу между этими словами.
В 1963 году супруги Филоненко вышли в отставку.
В 1971-1973 Анна Федоровна стала негласным консультантом на съемках остросюжетного сериала «Семнадцать мгновений весны». С нашей разведчицы режиссер Татьяна Лиознова списала свою радистку Кэт. По легенде Татьяна Михайловна однажды спросила красивую 53 летнюю нелегалку, на каком языке она звала Маму когда рожала в Китае и Бразилии детей?
Советский разведчик Михаил Иванович Филоненко скончался в 1982 году, его супруга и боевой товарищ Анна Федоровна Филоненко пережила мужа на 16 лет.
«ЧАСЫ ИСТОРИИ»