Под колпаком
28 февраля 1959 года в США был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) фоторазведчик CORONA (Discoverer), положивший начало новой эре ведения разведки.
С этого момента на объектах Министерства обороны СССР, а также на других объектах, где требовалось соблюдение режима секретности, в неприметных сейфах стали появляться столь же неприметные журналы, в которых указывался тип и время пролёта разведывательных спутников противника.
Соответственно, в тот период, пока над объектом находились разведывательные спутники противника, все работы на объекте прекращались, предпринимались необходимые меры по маскировке и дезинформации противника. Эта практика продолжается и по сей день, но с тех пор разведывательных спутников становилось всё больше, а возможностей скрыться от них всё меньше.
Разведка из космоса ведётся в оптическом диапазоне длин волн (видимом и тепловом), в радиолокационном (РЛ) диапазоне длин волн в режиме синтезирования апертуры (когда РЛ изображение имеет практически фотографическое качество), также в виде спутников радиотехнической разведки (РТР).
Пространственное разрешение РЛ снимков коммерческих низкоорбитальных спутников, например, линейки спутников Mission Solutions, принадлежащих поставщику спутниковых данных Umbra, уже достигает 16 сантиметров, у военных спутников этот показатель может быть ещё выше. Пространственное разрешение в видимом диапазоне длин волн, предположительно, и вовсе может достигать единиц сантиметров.
На пороге революции
В последние несколько лет ситуация развивается стремительно – катализаторами здесь выступают снижение стоимости вывода полезной нагрузки (ПН) на орбиту, а также развитие технологий крупносерийного – конвейерного производства ИСЗ. И первое, и второе обеспечила компания SpaceX Илона Маска, соответственно, в виде частично-многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 и спутников высокоскоростной низкоорбитальной системы связи Starlink.
РН Falcon 9 стала «рабочей лошадкой» американской космонавтики
Успехи компании SpaceX не остались без внимания, в настоящее время эта компания задействована в программе Пентагона по строительству сети низкоорбитальных спутников Starshield, предназначенных для ведения разведки в режиме 24/365, а также обеспечения вооружённых сил (ВС) США зашифрованной высокоскоростной связью, а также в ряде других проектов.
Возможно, что спутники из состава указанной системы Starshield также будут использоваться для повышения эффективности и помехозащищённости системы GPS – такую возможность компания SpaceX для спутников Starlink прорабатывала ещё в 2021 году.
Стоит отметить, что длительное время нашими союзниками, сдерживающими развитие компании SpaceX, были различные американские регуляторы и экологические организации – они как могли ставили Илону Маску «палки в колёса».
Есть мнение, что их активность связана с недовольством мастодонтов американского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), например, таких, как компания Boeing, которая явно не сможет честно конкурировать с компанией SpaceX, учитывая темпы разработки и изготовления, а также заоблачную стоимость сверхтяжёлой ракеты-носителя (РН) Space Launch System (SLS). Неудачи преследуют и многоразовый транспортный космический корабль Boeing CTS-100 Starliner.
Фактор президента
Теперь, после победы Дональда Трампа, на которого «поставил» Илон Маск, противники SpaceX, скорее всего, получат под афедрон. Например, поговаривают, что компания Boeing уже рассматривает возможность продажи своего космического бизнеса. Кстати, покупкой вполне может заинтересоваться та же компания SpaceX, причём, интересовать её в первую очередь будут не технологии компании Boeing (хотя и они тоже), а её патентная база и её подряды от ВС США.
Таким образом, победа Дональда Трампа на выборах президента США, скорее всего, будет означать интенсификацию космической гонки, в первую очередь в формате ускорения разработки и проведения испытаний полностью многоразовой сверхтяжёлой РН, включающей космический корабль Starship и его первую ступень Superheavy.
В случае успешной реализации программы стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту значительно снизится – стоимость запуска одного килограмма груза на сверхтяжёлой РН может быть дешевле, чем у любой другой РН в истории, что само по себе будет чем-то вроде чуда.
Однако, для того чтобы они не возили «воздух», Starship-ы надо будет чем-то загрузить, поэтому на орбиту потащат всё, что можно и что нельзя – космическую отрасль ждёт взрывной рост.
Для того чтобы полёты сотен сверхтяжёлых многоразовых кораблей Starship/Super Heavy в год окупались, необходимо обеспечить им полезную нагрузку. Зная характер Илона Маска, это означает, что компания SpaceX пустится «во все тяжкие», лишь бы эту задачу выполнить. Работы по созданию полезной нагрузки различного назначения будут вестись как своими силами, так и силами сторонних компаний.
Можно предположить, что SрасеХ постарается максимально стимулировать рынок, предлагая минимальные цены на вывод полезной нагрузки на орбиту, возможно, даже работая себе в убыток (на начальном этапе) – потенциальных направлений для ведения бизнеса имеется великое множество.
Например, это космический туризм, вплоть до отелей на орбите, с уровнем комфорта, немыслимым в настоящее время, орбитальная солнечная энергетика с передачей энергии на Землю по микроволновому лучу, добыча полезных ископаемых из астероидов и Луны, выращивание в космосе кристаллов для микрочипов и полых органов для пересадки, ремонт и заправка спутников и космических аппаратов, 3D-печать в вакууме и многое другое.
Разумеется, значительную долю рынка космических услуг будут составлять заказы Министерства обороны США. Среди прочего над нашей головой окажется такое количество разведывательных спутников, что любые журналы их учёта потеряют всякий смысл – наблюдение будет вестись в реальном времени, в режиме 24/365.
Потенциально орбитальные средства разведки способны обеспечить обнаружение и отслеживание в реальном времени практически всех типов целей – наземных, надводных и воздушных. Под вопросом находятся подводные лодки – использование лидаров, а также сверхчувствительных гравиметрических и магнитометрических сенсоров потенциально позволяет обнаруживать со спутников и их.
Сочетание средств разведки в реальном времени и высокоскоростных спутниковых сетей передачи данных позволит осуществлять не только обнаружение целей, но и обеспечить выдачу на них внешнего целеуказания с корректировкой траектории полёта наводимых боеприпасов вплоть до момента поражения цели, без использования каких-либо наземных сенсоров или каналов управления.
Выводы
Сегодня побеждает тот, у кого имеется господство в воздухе, завтра будет побеждать тот, у кого будет господство в космосе, а все остальные будут практически обречены на поражение.
В тот момент, когда победил Дональд Трамп, акции компаний Илона Маска значительно выросли, таким образом, «вера рынка» косвенно подтверждает то, что у компании SpaceX в ближайшее время всё будет хорошо.
Ещё одним показателем, подтверждающим правильность выбора стратегии компанией SpaceX, является то, что китайцы активно копируют концепцию Starship/Superheavy в своей РН Long March 9 («Великий поход-9»). Участвует КНР и в гонке по развёртыванию в космосе ИСЗ различного назначения.
Начиная с ХХ века, когда появилась такая возможность, США всегда предпочитали вести «бесконтактные» боевые действия с максимально возможного расстояния, не вступая в непосредственное боевое соприкосновение с противником.
В противоположность им Россия в основном ведёт «контактные» ближние бои, что мы можем видеть и сейчас, в рамках проведения специальной военной операции (СВО) на Украине, где дальнобойные средства поражения используются лишь как дополнение к основным боевым действиям, ведущимся «в упор» на линии боевого соприкосновения (ЛБС).
До сих пор «бесконтактные» боевые действия можно было эффективно вести только против кратно более слабого противника, при любом столкновении с более сильным противником кровопролитного ближнего боя было не избежать.
Господство в космическом пространстве одной или нескольких сверхдержав может привести к тому, что «кратно более слабыми» противниками для них могут стать все, кто подобными возможностями не обладает.
На текущий момент получение превосходства или хотя бы достижение паритета в космическом пространстве с США и Китаем является одной из важнейших, краеугольных задач России по обеспечению национальной безопасности в будущем.
Андрей Митрофанов