
Попытка Урсулы фон дер Ляйен создать фонд восстановления Украины практически провалилась. Наверное, проще продать жарким летом дохлую обезьяну, чем обеспечить инвестиции в страну, которая терпит поражение…
Финансовый «пылесос»
В начале июля в Риме собрались десятки политиков и представителей европейского бизнеса якобы для того, чтобы обсудить бизнес-план восстановления Украины. Параллельно на авиабазе Нортвуд премьер Британии Кир Стармер и французский президент Эмманюэль Макрон провели видеоконференцию с «желающими» продолжить войну с Россией на Украине. В общем, ситуация стандартная, это когда свадьбу и похороны решили объединить.
Главной новостью конференции в Риме стало то, что председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, хотя войне конца-краю не видно, объявила о создании Европейского фонда восстановления Украины, получившего название Equity («Справедливость»), который должен стать «инструментом для привлечения инвестиций» в украинскую экономику и поддержку Киева. И это было ожидаемо, поскольку война войной, а денег Урсуле, как показала история с вакциной против COVID-19, хочется всегда.
Правда, тут моментально не разгонишься, поскольку начальный капитал фонда составит всего 220 млн евро, но к 2026 году планируется освоить уже полмиллиарда. Кроме того, в Риме представили пакет соглашений с международными фондами и банками опять-таки для «поддержки усилий Украины по восстановлению и реконструкции» на сумму 2,3 млрд евро. Из этих средств 1,8 млрд планируется выделить в виде кредитов, а остальное — в виде грантов. В итоге госпожа фон дер Ляйен рассчитывает на 10 млрд евро частных инвестиций и призвала европейских бизнесменов активно вкладываться в украинскую экономику прямо сейчас, можно сказать, под грохот канонады. И это понятно: по любым меркам политический век недолог, вот барышня и торопится…
И вообще, как можно было убедиться, раздел шкуры неубитого медведя — дело чрезвычайно увлекательное. Например, уходящий премьер Украины Денис Шмыгаль, также приглашённый в Рим, провозгласил, что Украине на восстановление потребуется в течение четырнадцати лет порядка триллиона долларов. Получить эти сумасшедшие деньги Киев рассчитывает из нескольких источников: за счёт конфискации замороженных активов Центробанка РФ, налога на экспорт российских энергоресурсов и за счёт европейских инвестиций. Концепция, представленная Денисом Шмыгалем, предполагает создание двух фондов.
Первый — «Фонд Украина» на 540 млрд долларов, которые якобы потратят на восстановление и реконструкцию. Вторым станет Европейский структурный фонд в поддержку Украины объёмом 460 млрд долларов. Его планируется использовать как «платформу для инвестиций частного сектора в украинское производство», проще говоря, в качестве «финансового пылесоса».
И всё-таки главным итогом сборища политиков и военных на британской авиабазе Нортвуд стало объявление о создании штаба многонациональных сил, которые будут готовы к развёртыванию на территории Украины «сразу после прекращения боевых действий». Примечательно, что на встречу «коалиции» впервые после ухода Байдена приехала делегация США во главе со спецпредставителем Трампа Китом Келлогом и в сопровождении сенаторов-экстремистов (в РФ объявлены ещё и террористами) Линдси Грэма и Ричарда Блюменталя, соавторов законопроекта о вторичных санкциях против России.
В ходе встречи выяснилось, что будущий оккупационный натовский контингент на Украине получит стандартное название Multinational Force Ukraine. В первый год его штаб будет работать в Париже, а затем переедет в Лондон. Также планируется создать «координационную ячейку» штаба в Киеве.
Правда, инициаторы почему-то не уточнили, какие именно страны войдут в эти силы, но многозначительно намекнули, будто их «около 30» (исключая США). Ожидается, что эти «многонациональные силы» предоставят Украине экспертов по логистике и обучению, чтобы «помочь восстановить ВСУ и обеспечить безопасность в небе Украины и на Чёрном море».
BlackRock ушёл, не прощаясь
Впрочем, гигантские суммы, озвученные фон дер Ляйен и компанией, не произвели большого впечатления даже на ангажированную европейскую прессу. Как констатировала британская Daily Telegraph, в целом римская конференция завершилась «без конкретных финансовых обещаний». Внушительную ложку дёгтя в европейскую бочку мёда подложили американские финансисты.
Буквально перед началом конференции мировой инвестиционный гигант, фонд BlackRock, отказался от участия в проекте восстановления Украины, почувствовав блеф. Дело в том, что из планируемых 15 млрд долларов в реальности удалось обеспечить инвестиции лишь в размере 500 млн долларов, что по меркам американских акул бизнеса сущий пустяк.
Официально решение BlackRock объяснили «изменчивой позицией президента Трампа, которая отпугнула инвесторов». По данным же инсайдеров, реальной причиной стал массовый отказ крупнейших инвесторов США и ЕС вкладывать деньги в экономику страны, которая в ходе боевых действий теряет регулярно территории и население. Кроме того, инвесторы ясно видят: на подконтрольной режиму Зеленского территории Украины практически нет успешных примеров реконструкции каких-либо объектов (кроме аварийного ремонта энергомощностей), не говоря уже о постройке новых. И это закономерно. Судя по публикациям украинских СМИ, значительная часть западных грантов банально «распихивается по карманам».
Отказ фонда BlackRock от участия в проекте восстановления Украины, безусловно, знаковое событие. Ранее именно этот фонд играл ключевую роль в привлечении средств в так называемый Ukraine Recovery Fund, который позиционировался как аналог «плана Маршалла» для послевоенной Украины. В 2023 году BlackRock по итогам встречи его главы Ларри Финка с президентом Зеленским обязался «координировать усилия инвесторов» и помочь властям Украины в выработке инвестиционной стратегии.
Ожидалось, что в Риме BlackRock объявит о привлечении десятков миллиардов долларов от западных банков и частных инвесторов. Однако на деле всё обернулось громким провалом, который невозможно заретушировать никакими пафосными заявлениями. Ключевой момент состоит в том, что теперь, после ухода BlackRock, вообще непонятно, кто и как будет координировать сбор средств для Украины.
Российские аналитики полагают, что в данный момент говорить о каком-то «послевоенном восстановлении Украины» довольно странно. Уже хотя бы потому, что никто, в том числе и на Западе, не знает, чем и когда закончатся военные действия. «Нельзя исключать и вариант, при котором львиная доля расходов на эти цели ляжет на Россию, то есть, на нас с вами. Если значительная часть бывших украинских регионов войдёт в состав РФ, то и восстанавливаться они будут на средства российских налогоплательщиков», — резонно заметил Борис Межуев, старший научный сотрудник ИНИОН РАН.
С другой стороны, если взглянуть на ситуацию трезво, Украине сейчас совсем не до «мирных» денег, ей остро требуются «военные» деньги. Для Запада самый реальный вариант найти эти деньги — это придумать юридический способ, чтобы изъять в свою пользу 300 млрд долларов активов Центробанка РФ, которые вопреки всем международным нормам были заморожены на западных счетах.
Например, канцлер Германии Фридрих Мерц прямым текстом заявил в Риме, что именно Россия должна компенсировать Украине убытки. Впрочем, за три с лишним года с момента начала украинской войны западные юристы так и не придумали, как присвоить русские деньги, не отпугнув других мировых инвесторов — арабских, китайских и т.д.
При этом после Римской конференции стало очевидно, что давление на Россию и помощь Украине будут продолжаться, несмотря на частичный уход со сцены главного актора — США. «Сами по себе «конференции по восстановлению Украины» — это не совсем «надувание щёк», скорее, это могло быть элементом общей «большой сделки» между РФ и Западом, которая, как ещё недавно казалось, вот-вот будет заключена. Эта уверенность была у многих мировых игроков, которые в этом случае готовы были рассматривать Украину в качестве некоего «плацдарма для инвестиций», — указал Межуев. — В какой-то момент ряд западных компаний и инвестфондов попытался обогнать конкурентов, выделив первичное финансирование. Судя по всему, именно эти деньги стали основой тех сумм, которыми пытались хвастаться в Риме фон дер Ляйен и её подручные. Но теперь, когда стало ясно, что «большой сделки» не будет, даже самые рисковые инвесторы поняли, как сильно они поспешили».
Таким образом, работа по накачке «фондов восстановления Украины» приобрела во многом декларативный характер.
«Романтика» завоевателей
Как известно, современные западные элиты состоят в основном из левых неоглобалистов, упорно продвигающих леволиберальную повестку и не вполне традиционные для нормального человечества ценности. «При этом они находятся в некоей фазе «романтизма», то есть в плену собственных иллюзий и представлений о том, каким должен быть современный мир. По причине того, что они находятся в таком странном состоянии «построения идеального мира», они видят для себя странные вещи, — говорит политолог, координатор движения «Русский союз» Алексей Кочетков. — Например, они искренне считают, что Россия по каким-то причинам может согласиться на существование Украины в её нынешнем, русофобском виде, с тем же режимом во главе. Что Россию, в конце концов, можно будет к этому принудить — мол, «вот сейчас Соединённые Штаты слегка одумаются», и их руками нашу страну можно будет победить и расчленить на отдельные мини-государства. А для этого нужно любой ценой сохранять плацдарм для войны с РФ в виде Украины-«анти-России»».
Проблема в том, что члены западных элит просто не могут представить себе такого развития событий, при котором Украина может просто исчезнуть. Причём не принципиально, войдут ли территории нынешней Украины полностью в состав РФ, и наша страна в итоге установится в своих естественных, исторических границах. Или Украина будет разделена между соседями — когда основная часть территорий отойдёт России, а какие-то территориальные осколки — Польше, Румынии, Венгрии и т.д. Многие эксперты вообще не видят в ближайшем будущем существования такой политической единицы, как «Украина».
Но европейские «романтики» надеются, что ничего страшного не произойдёт, если остатки Украины окажутся внутри других государств и будут действовать в режиме «анти-России». Ещё лучше, если смогут переформатировать в этом же духе те государства, в составе которых окажутся. Но это тоже пагубная иллюзия: как только те же Румыния или Польша получат что-то осязаемое от текущего конфликта, они тут же начнут на этих территориальных осколках жёсткую деукраинизацию. И никаких напоминаний об Украине там вскоре не останется…
«Именно этими заблуждениями объясняется то упорство, с которым европейцы продолжают объявлять о создании всяких «фондов восстановления Украины» и «многонациональных оккупационных сил». При этом суммы, которые называла та же фон дер Ляйен в Риме, выглядят откровенно нелепо. На 10 млрд евро можно построить разве что часть новой трассы Киев — Львов, и то не самую большую. Ну а заявления персонажей вроде Шмыгаля о «триллионе долларов на 14 лет» даже не стоит комментировать — это вообще что-то из разряда судебной психиатрии», — считает Алексей Кочетков.
Впрочем, существует ещё исторический аспект. Да, европейские элиты традиционно пытаются выглядеть этакими «романтиками». Но особенность европейской цивилизации в том, что при напускном романтизме там никогда не забывали про собственный карман и желудок. Тот же «романтичный» Наполеон Бонапарт, который «нёс идеалы Французской революции» в Европу и намеревался «бороться с тиранами», очень быстро сам стал тираном и беззастенчиво грабил всех, кого мог. Разумеется, под прикрытием идеалов «свободы, равенства и братства». А как без этого?..
Те же привычки у всех последующих европейских «романтиков», включая Адольфа Гитлера с его идеалом «единой европейской семьи братских арийских народов». Что, впрочем, не помешало обобрать «братские» нации. Гитлеровцы тащили из оккупированных стран всё, до чего только могли дотянуться. Что касается «фондов реконструкции Украины», то это такой «вариант про запас». Придётся восстанавливать Украину или нет, а фонд уже сформирован, и возвращать инвестиции никто, понятное дело, не собирается. Можно не сомневаться: такие ушлые ребята, как фон дер Ляйен и её подручные, наверняка найдут им более «цивилизованное» применение.
«Получается, что даже такие «акулы» в деле относительно честного отъёма денег у «лохов ушастых», как американцы из BlackRock, в моменте оказались честнее европейцев. Они просто сказали, что отказываются от создания фонда, потому что никто из их клиентов не готов вкладывать деньги в экономику страны, которая проигрывает войну. Деятели же из режима Зеленского вынуждены играть в игру европейцев, делая вид для внутреннего потребителя, будто сами верят, что деньги, собранные «на восстановление Украины», действительно когда-то пойдут на эти нужды», — отметил аналитик Кочетков.
У Зеленского и его компании нет другого выхода. Если они не смогут убедить украинцев, что у страны есть будущее, фронт неизбежно посыплется. Поэтому украинцам, которых продолжают массово направлять в мясорубку бессмысленной войны, прожужжали все уши: если Запад собирает для нас деньги, значит, не всё пропало. А деятели из «Квартала 95», пока ещё не поступила команда разбегаться в разные стороны, продолжают играть роль отважных бойцов за инвестиции.
А как иначе? Для себя же стараются, чтобы не остаться с пустыми руками в дальнем зарубежье, когда окончится война и «пилить» станет нечего.