
Без стратегии, политической решимости, национальной устойчивости и структурных реформ инвестиции не превратятся в реальный оборонный потенциал.

Автор статьи — Ник Картер, экс-начальник штаба обороны Великобритании, ныне стратегический консультант в Институте глобальных изменений Тони Блэра.
▪️Министры обороны, высокопоставленные военные и руководители промышленности собираются на этой неделе в Лондоне на Международную выставку оборонного и охранного оборудования (DSEI), которая претендует на звание крупнейшей в мире военной выставки.
▪️DSEI позволяет заглянуть в будущее военных технологий, демонстрируя новейшие технологии, но настоящее испытание для Европы — не в инновациях в теории, а в её способности достаточно быстро мобилизоваться на практике.
▪️Как недавно заявил Атлантический совет, до сих пор проблема Европы заключалась в её политической и военной неготовности ответить на вызов. Но в условиях колебаний Вашингтона и угроз со стороны Москвы континент находится на стратегическом распутье, оказавшись перед выбором: взять на себя ответственность за собственную оборону и безопасность или оставаться в опасной зависимости от сил, находящихся вне его контроля.
▪️Остается под вопросом, смогут ли растущи общие позиции среди европейских лидеров и существенное увеличение расходов на оборону в Европе реализоваться достаточно быстро, чтобы спасти Украину без существенной помощи со стороны США.
▪️Также еще предстоит выяснить, смогут ли эти факторы восстановить сдерживание в евроатлантическом регионе, чтобы предотвратить материализацию российской угрозы до 2030 года.
▪️В наши дни сдерживание должно учитывать и так называемую «серую зону».
▪️Россия уже подрывает обязательство НАТО по взаимной обороне, предусмотренное статьёй 5, совершая нападения, подпадающие под эту гибридную категорию, и все они направлены на ослабление решимости, не провоцируя ответ обычными военными мерами.
▪️И она, вероятно, будет эскалировать подобные спланированные провокации, включая, например, диверсии на подводных кабелях, кибератаки на электросети или «катастрофы» с ракетами вблизи территории НАТО. Всё это — целенаправленная стратегия по расширению влияния Москвы.
▪️Тем временем на поле боя на Украине мы наблюдаем сочетание Первой и Третьей мировых войн — пример в реальном времени, предвосхищающий некоторые аспекты будущих войн.
▪️В последние несколько лет мы стали свидетелями того, как быстро меняется характер конфликта и как стираются границы между сушей, морем, воздухом, космосом и киберпространством в стремлении интегрировать эти сферы ради достижения преимущества.
▪️Здесь многие справедливо отмечают изобретательность Украины в адаптации под обстрелами, но Россия внедряет инновации с той же скоростью и масштабом: использует недорогие беспилотники, электромагнитные помехи, наведение на цель с помощью искусственного интеллекта и превращает свою экономику в машину войны.
▪️Только в этом году страна произведёт 1500 танков, 3000 бронемашин и 200 баллистических ракет, что за несколько месяцев сравняется с годовым объёмом производства НАТО.
▪️Учитывая темпы технологических изменений, критически важно быть в курсе инноваций, и оборонное планирование Европы должно строиться на этом принципе.
▪️В войне сторона, которая быстрее всех адаптируется, всегда имеет наибольшие шансы на победу — не в последнюю очередь, как заметил военный историк Майкл Ховард: «Все ошибаются, поэтому важно развивать интеллектуальную способность адаптироваться быстрее, чем другой».
▪️Но Европе необходимо фундаментальное переосмысление — не только того, какие возможности необходимы сейчас и в будущем, но и того, как её системы и институты должны измениться для их обеспечения.
▪️Это означает наращивание оборонного производства, модернизацию вооружённых сил, переосмысление системы закупок и инвестирование в оптимальное сочетание возможностей, отвечающих как сегодняшним, так и грядущим угрозам.
▪️Для решения этой проблемы Институт Тони Блэра запустит программу, направленную на стимулирование дискуссий по вопросам европейской обороны, изучая ландшафт безопасности и возможные сценарии развития событий.
▪️Мы обсудим распределение бремени, включая роли, регионы, возможности и оборонно-промышленную базу, и надеемся инициировать дискуссию о национальной и общественной устойчивости.
▪️К счастью, Европа теперь работает над более прочной основой: страны НАТО, не входящие в США, обязались увеличить основные расходы на оборону до 3,5% ВВП, а ЕС запустил Фонд безопасности для Европы (SAFE) в размере 150 миллиардов евро для укрепления обороноспособности.
▪️Однако эти меры окажутся недостаточными, если средства не будут потрачены быстро.
▪️Тем не менее, Великобритания признаёт, что не достигнет своей цели до 2035 года, а Испания вообще отказывается брать на себя какие-либо обязательства. Более того, по данным Международного института стратегических исследований, SAFE меркнет по сравнению с 1 триллионом долларов, который потребуется для ликвидации разрыва в возможностях Европы в случае вывода войск США.
▪️При всем этом невысказанная правда заключается в том, что одних только дополнительных денег недостаточно: без стратегии, политической решимости, национальной устойчивости и структурных реформ инвестиции не превратятся в реальные возможности.
▪️Слишком часто расходы на оборону рассматриваются как программа создания рабочих мест в промышленности, а не как императив безопасности. Но правительства должны быть честны со своими гражданами: увеличение расходов на оборону потребует непростых компромиссов.
▪️Сегодня опросы показывают, что, хотя половина британцев ожидает мировой войны в течение десятилетия, лишь треть поддерживает увеличение оборонного бюджета, если это означает повышение налогов или сокращение расходов в других сферах.
▪️И хотя Европе необходимо стремиться выделять на оборону не менее 3,5% ВВП, даже этот уровень расходов будет недостаточным без реформы закупок и военного мышления в промышленности.
▪️На Международной выставке оборонного и охранного оборудования (DSEI) будут продемонстрированы технологии, которые определят будущее на полях сражений, но реальный вопрос заключается в том, хватит ли у Европы воли, скорости и координации, чтобы превратить эти технологии в надежное средство сдерживания.
▪️Наши экономики в 10 раз больше российской, наша технологическая база значительно мощнее, а наши альянсы не имеют себе равных. Если мы решим действовать безотлагательно, то любая угроза со стороны России будет устранена.
▪️Вопрос в том, сделаем ли мы это.
#Перевооружение #Россия #Европа #Мнение


