Русский военный летчик Пётр Нестеров первым в истории авиации выполнил «мёртвую петлю» 9 сентября (27 августа по старому стилю) 1913 года,
Это было одним из ключевых событий в истории мирового воздухоплавания.
Достижение было не просто демонстрацией личной отваги, но и настоящим научным прорывом, навсегда изменившим представление о возможностях самолета и человека в воздухе.
Детали исторического полета:
Место: Сырецкий аэродром, Киев, Российская империя.
Самолет: Моноплан «Ньюпор-IV» (Nieuport IV) с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил.
Высота: Манёвр был начат на высоте 800-1000 метров и завершен на высоте около 600 метров.
Почему это было так важно?
До Нестерова считалось, что самолет может летать только в «горизонтальном» положении. Любые резкие крены или попытки перевернуть машину считались смертельно опасными. Инструкции категорически запрещали сложные маневры. Название «мёртвая петля» появилось именно потому, что все предыдущие попытки выполнить подобный элемент (случайные или преднамеренные) заканчивались разрушением самолета в воздухе и гибелью пилота.
Нестеров же подошел к этому вопросу как учёный. Он теоретически рассчитал и доказал, что самолет, благодаря подъемной силе крыла, может маневрировать не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Он был настолько уверен в своих расчетах, что даже не пристегнулся ремнями к сиденью самолета. Расчет оправдался: в верхней точке петли центробежная сила прижала летчика к сиденью, не дав ему выпасть.
Реакция и последствия
Несмотря на историческую значимость, реакция начальства была неоднозначной. За «риск казённым имуществом» Нестерова сперва подвергли дисциплинарному взысканию (десять суток ареста). Однако, когда подвиг Нестерова получил мировую огласку, а вскоре после него похожий манёвр выполнил французский летчик Адольф Пегу (что подтвердило правильность расчетов Нестерова), наказание было отменено. Нестерова повысили в звании до штабс-капитана и наградили медалью.
Своим полетом Пётр Нестеров не просто выполнил трюк — он положил начало высшему пилотажу как явлению. Он доказал, что самолет полностью подвластен воле пилота и может выполнять сложные пространственные маневры, что в дальнейшем стало основой воздушного боя. Нестерову принадлежит знаменитая фраза: «В воздухе везде опора».
К сожалению, жизнь этого выдающегося авиатора оборвалась всего год спустя, в начале Первой мировой войны. 8 сентября 1914 года он совершил еще один подвиг — первый в истории авиации воздушный таран, в котором погиб и сам. https://t.me/nationaldef/24559
