Священники объясняли солдатам Первой мировой, что война полезна, она приближает ко Христу и царству небесному

КОНТ 11 часов назад 27
Preview

В день выхода царского манифеста об объявлении войны, Синод тоже обратился ко всем чадам православной церкви, призывая «бодро идти в бой», а империалистическая политика царизма обосновывалась словами, что, якобы, «Господь призывает ныне Россию ополчиться на брань».

Задачи церкви сводилась к тому, чтобы миллионам людей, оторванным от семьи и обречённым на бессмысленную смерть, дать религиозную зарядку: «Иди в бой и не оставляй поле брани, пока не останется ни одного врага. Умирай за крест честный» - заявил 24 июля 1914 года мобилизованным солдатам епископ Ямбургский Анастасий.

«Воины...Господь призывает вас на ратный подвиг, на защиту царя и отечества, Идите с любовью в сердце, с готовностью принять всякие лишения и муки, и самую смерть, памятуя заповедь божественного учителя нашего Христа... Смело вперед! С нами Бог! С терпением будем проходить предстоящее нам воинское поприще, взирая на начальника Иисуса Христа“.

(«Церковные ведомости» 4 № 31, 1914 г.)

Солдаты Первой мировой Фото из открытого доступа

Иногда такие призывы (отдать свои жизни) облекали в форму стихов, как например в журнале „Кронштадтский пастырь“

«Итак, воины христовы, к вам глас:
Глас господен завет вас на битву,
В битву идите молитву сотворЯ.'
Смело идите и вашею кровью
После омойте. Настанет конец—
Вам уготован победы венец»

Во всех этих «посланиях и воззваниях» сквозила одна мысль, что солдат должен быть покорной жертвой бойни за интересы капитала.

В обращении Почаевской лавры говорилось, что «нынешние бедствия войны - есть знак особенной любви божественной к нам, жаждующей нашего обновления и спасения... Война ведет нас на небо, открывает широкий путь к царству небесному“

(«Почаевский листок» № 39, 1914 г.)

Во всех подобных посланиях говорилось, что Христос сторонник милитаризма и одобрял порядки, существовавшие в царской армии. В качестве примера можно взять брошюру священника Богословского

„Война и христианство“ (1915), которая бесплатно раздавалась рабочим.

Читаем в ней: «Иисус Христос признавал дозволительность войны, как необходимого средства для восстановления поруганной правды, для возмездия за оскорбления царя».

Слухи об участии Христа и Богородицы в войне

Ещё одним средством, при помощи которых церковь старалась „воодушевить“ солдатскую массу и в то же время подогреть настроение обескровленного и голодающего тыла—являлось распространение слухов об участии Христа и Богородицы в войне на стороне царскихвойск и об их помощи солдатам.

Во время обстрелов Богородица прикрывает царские войска „громадным белым плащем“ и ослепляет германцев, совместно с Христом она освящает проволочные заграждения. Иисус и Богородица постоянно являлись и помогали одержать ту или иную победу.

Всё это фиксировалось в сборнике «Чудесное на войне» и даже была написана икона Богородицы Августовская, которая явилась русским воинам 1 сентября 1914 года под городом Августов, после чего наши войска одержали там победу.

Распространяя на фронте эти «чудеса», духовенство одновременно внушало солдатам, что при такой помощи небесных сил не следует

отступать, а надо „смело идти на врага“.

Использовались для агитации и евангельские тексты. Так, в воззвании Киево-Печерской лавры к солдатам в августе 1914 года говорилось, что

„ныне господь“ „устроил христолюбивому воинству бранный кровавый пир“ (Мф., 22, I-14).

„Разразились война, страшный кровавый пир, на который господь зовет всех званных через раба своего, благочестивейшего, самодержавнейшего государя нашего... Все должны откликнуться и поспешить на кровавый пир, идем же! Идем все на зов царский, на кровавый пир!

Пойдем все от мала до велика...

Но, братья мои, кто идет на войну, тот должен одеть себя в воинские доспехи. Какие же это доспехи? Мужество и храбрость наша,.

беспрекословное повиновение вождям.

Кто идет на войну, тот должен знать, что он идет или победить, или умереть... Воин должен идти на войну, как приступать к таинству Господню, забыть все земное и думать лишь о победе над врагом, хотя бы с первого шага ему пришлось встретить смерть.

Только бесстрашие дает светлую радость на пире Божием, а все-

трусливые и своекорыстные погрузятся во тьму, где скрежет зубов. Будем же, братие, чутки к зову царскому. Будем: храбры и мужественны во бранях“.

После поражений 1914 года и отступления армии в 1915 году война приняла позиционный характер, когда солдаты месяцами сидели в тёмных, сырых окопах в антисанитарных условиях.

Но у священства и на этот счёт было объяснение, что «Господь Иисус Христос также находился в „вертепе, как в окопе холодном“

(Почаевский листок“ № 48, 1914 г.).

«Христос родился,- поясняли священники,— в убогой Вифлеемской пе-

щере, куда загоняли скот, и это очень гармонирует с нынешним ва-

шим положением»

(„Вестник военного и морского духовенства“ № 7—8за 1916 г.).

Ещё одно обращение:

„Бойся Бога и иди смело по пути трудов и подвигов воинских... Правда, он полон лишений, путь спасения, это тот путь славы и торжества, который положил Христос и Спаситель наш.

Он оставил дом свой, отца своего, он проливал кровь и теперь каждая капля твоего пота, каждая капля твоей крови, крови воина—не пропадет даром. Ангел твой хранитель по капле собирает ее и из этих капель твоей крови слагает на небе...венец... которым украсит тебя Христос».

(„Вестник военного и морского духовенства“ за 1917 г.).

Солдатам разъяснялось, что „христианский мир“—это „такой мир, при коем православный воин спокойно идет на смерть, на

битву“.

Церковь при этом добавляла: „вот какой мир принес на землю

воплотившийся Сын Божий, вот какой мир воспевали ангелы божии

при его рождении на небесах“.

(„Церковные Ведомости“ № 51-2 за 1914 г.).

Для пропаганды убийства во имя Иисуса были использованы евангельские события об убийстве царем Иродом 14 тысяч младенцев.

Вспоминая этих „детей, положивших свои невинные души за Христа“ рождественский номер журнала „Проповеднический Листок“ приходил к выводу, что „настоящее, великое кровопролитие весьма полезно, так как земле „нужны по временам потоки крови, именно большею частью невинной“ («N» 12, 1914 г.).

В листках, обращённых к раненым, говорилось, что солдаты должны радоваться ранам, так как „раны останутся на всю жизнь лучшим украшением вашим“

«Солдатские раны - вожделеннее всех утех земных; потоки крови честнее

багряницы царской и приятнее всех сластей»

(Воззвание к „Раненому воину" Киево-Печерской лавры от 30/ѴШ 1914 г.)

Солдатам внушали, что их страдания предсказаны еще апостолом Иоанном, сказавшим: «Радость ваша исполнится» (Иоанн 15, II).

(„Почаевский листок“ № 29, 1914 г.)

Точно такие призывы и воззвания были сложены католическими ксендзами и

протестанскими пасторами в армиях Австрии, Англии, Италии и

других государств. Там тоже Богородица с Иисусом помогали, но уже тем войскам.

Так, с помощью евангельской символики в сознании масс укреплялась покорность капиталистическому строю и империалистическим завоеваниям.

В заключение

Хочется привести слова Владимира Ильича Ленина

В августе 1915 в Воззвании к рабочим он писал о первой мировой войне, что «это есть война между двумя группами разбойнических военных держав из-за дележа колоний, из-за порабощения других наций, из-за выгод и привилегий на мировом рынке. Это самая реакционная война, война современных рабовладельцев за сохранение и укрепление капиталистического рабства».

(Ленин ПСС Том 27. «Август 1915 — июнь 1916»

Воевать на этой войне заставили бесправных рабов, а церкви (католическая и православная) проводили идеологическую работу, отправляя их в бой за «крест честный»

Сказы Истории

https://dzen.ru/a/aE5gNgg-aVK3YY9b


Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'