
ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ
За громом Трампа и жужжанием БПЛА как-то незамеченным остаётся тот факт, что до парламентских выборов в России осталось менее полутора лет. Это первые крупные выборы после начала СВО (при всём уважении к президентским, интриги там не было вообще никакой), и привычный расклад политических сил определённо изменится. И самые большие потрясения ждут ЛДПР. Ведь никакие законодательные инициативы этой партии, якобы призванные защитить русский государствообразующий народ, так и не стали законами.
Русская повестка – на словах и на деле
ВЦИОМ регулярно проводит замеры популярности тех или иных политических партий. В выжженном поле второе после "Единой России" место чаще всего занимает ответ "Не стану участвовать в выборах", далее идёт вариант "Непарламентские партии", на четвёртом месте коммунисты, на пятом - ЛДПР в жёсткой конкуренции с "Затрудняюсь ответить". Это, собственно, и есть конец списка, деваться избирателю уже некуда: "Новые люди" не обрели чёткого политического лица, а СРЗП его потеряла.

Определённый прогресс ЛДПР в этих опросах связан с тем, что к 2026 году Слуцкий и его команда пытаются подойти в качестве "русской партии" с жёсткой антимигрантской риторикой. Но когда у тебя набор слабых управленцев и малограмотных референтов, какую пьесу ни играй, результат известен: свист публики и исчезновение в политическом небытии. Определённые силы, безусловно, пытаются именно с помощью ЛДПР внести раскол в патриотическую повестку, заменить реальную помощь фронту громкими воинственными заявлениями.
Им это выгодно, потому что на самом деле ЛДПР работает… против русских интересов. Давайте рассмотрим законопроект о национально-культурных автономиях (НКА).
Сейчас граждане России могут создавать НКА без каких-либо ограничений – главное, чтобы их этнос находился "в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории". Выходцы из Средней Азии имеют точно такие же права.
Но ЛДПР одновременно с устранением иностранных агентов из системы управления НКА тихой сапой вносит дополнительную уточняющую норму. В определение НКА добавляется уточнение, что речь идёт также об этнической общности, "компактно проживающей вне своего национально-государственного образования или не имеющей своей государственности". А в пояснительной записке задача поправок сформулирована ещё более чётко:
В целях устранения правовой неопределённости, которая возникает при рассмотрении вопроса о распространении действия закона об НКА на представителей этносов, имеющих собственные национальные государства за пределами РФ.
То есть ЛДПР окончательно закрепляет право национальных диаспор не только "компактно проживать", но и формировать в местах этого проживания свои структуры, которые будут влиять на органы власти. Они смогут легально требовать сохранения и развития своего языка и традиций, образовывать свои школы. То есть не только не интегрироваться в Россию, а подстраивать Россию под себя.
Хочется верить, что здоровая часть общества этого не допустит.
Кстати, о здоровом обществе. Не на пользу ЛДПР пошло и укрепление духовных основ России. То, что раньше было, скажем так, приемлемым, сейчас работает строго в минус. Прочно приклеившаяся репутация "голубой партии" с известными "праймериз" в банях вызывает отторжение аккурат у той части электората, на которую так рассчитывает партия. Леонид Слуцкий в меру сил борется со стереотипом, демонстрируя повышенный интерес к молоденьким журналисткам, но в одиночку такую борьбу не выиграть.

А примкнуть к доминирующим силам не получается.
Крупные партии пытаются либо помогать фронту, либо пиариться на этом. Флаг "голубой партии" периодически мелькает в гуманитарных конвоях, но избиратель этого практически не видит – "Единая Россия", КПРФ и волонтёрские объединения забрали себе всю повестку. Реальные отношения военных и ЛДПР были хорошо видны на похоронах Владлена Татарского, когда Леонид Слуцкий, не имевший к погибшему никакого отношения при его жизни (и удостоившийся одного саркастического упоминания в блоге военкора), использовал трагическое мероприятие для произнесения глубоко патриотической речи с очень правильными словами. Выглядело это не очень…
А ведь когда-то всё начиналось очень громко.
Потеря "бойца"
Партия, выигравшая голосование в 1993 году (помните истерику прораба перестройки Юрия Карякина: "Россия, ты одурела"?), судя по всему, не преодолеет пятипроцентный барьер на предстоящих выборах. Возможно, кто-то победит в одномандатных округах, но работа в них никогда не была сильной стороной "либеральных демократов".
В 1993 году ЛДПР взяла 22,92% голосов, причём с приличным отрывом выиграла по партийным спискам.
В 1995-м – 11,18%. Далее 5,98% (1999 год, ЛДПР не смогла вмешаться в исторический выбор между либерализмом и консерватизмом), 11,45%, 8,14%, 11,67%, 13,14% и почти крах – 7,55% – в 2021 году. Полгода спустя скончался Владимир Жириновский, партия потеряла единственное узнаваемое лицо.

Что это было?
Что же сделала партия для России за три десятка лет во властных коридорах? Будучи в тройке-четвёрке самых влиятельных политических сил, она наверняка внесла серьёзный вклад в государственное строительство?
На поверку оказалось, что единственным вкладом были яркие высказывания Владимира Жириновского. Потому что ЛДПР, в отличие от конкурентов, никогда не стремилась к реальному управлению – только к присутствию в политическом истеблишменте без каких-либо реальных обязательств, без реальной работы.
За всю историю партии, при которой прошли многие сотни губернаторских выборов, лишь пять человек возглавляли регионы – Евгений Михайлов (Псковская обл., покинул партию ещё во время первого срока), Алексей Островский (Смоленская обл.), Владимир Сипягин (Владимирская обл.), Сергей Фургал и Михаил Дегтярёв (оба – Хабаровский край). Когда лично Владимир Жириновский попытался возглавить Белгородскую область в 1999 году, избиратели отдали громкому варягу лишь 17% голосов – третье место.
Сейчас у ЛДПР нет ни одного губернатора, как нет и стремления привести своего человека на это ответственное и опасное место.
Может быть, партия хорошо отработала в правительстве? Увы и ах, первого и единственного федерального министра в истории партии ЛДПР получила лишь в 2024 году – ровно год назад во главе Минспорта встал экс-губернатор Михаил Дегтярёв. За это время он отметился разве что рядом фирменных ярких заявлений, не имевших никаких реальных последствий.

Проекты вместо законов
Почему же так получилось? Причин две – очень слабый кадровый состав руководства (подбор лидерского состава по очень специфическим критериям) и отсутствие реальной идеологии, которая хоть как-то выделяла бы партию для думающих избирателей. "Помоем сапоги в Тихом океане" и "Не сметь стрелять по Багдаду" – это не идеология, это мемы, придуманные и оплаченные за государственный счёт.
Законопроектов у ЛДПР много, но, к сожалению, их качество обычно не выдерживает критики. По прочтении большинства документов становится очевидно, что авторы и не ожидают их детального рассмотрения. Их задача – просто сообщить в СМИ, что ЛДПР хочет улучшить жизнь народа, а другие партии ей мешают. Полюбоваться на последние законотворческие инициативы партии можно на странице сайта Госдумы. Можно вспомнить и более старые – например, в середине десятых несколько лет подряд ЛДПР бомбардировала секретариат Госдумы требованиями запретить эвакуацию автомобилей, запаркованных не по правилам, но "не мешающих движению" – то есть дать эвакуаторной мафии отличное поле для дополнительной коррупции.
Безусловно, когда очень много говоришь, неизбежно скажешь и что-то актуальное. Уловила ЛДПР ветер с возвращением Крыма, с назначением губернаторов (вместо выборов, которые партия регулярно проигрывала), конструктивно высказывалась ещё по нескольким важным вопросам.
Тем не менее факт остаётся фактом: никакие законодательные инициативы ЛДПР, якобы призванные защитить русский государствообразующий народ, так и не стали законами.

Посмотрим на свежие идеи.
Установить МРОТ с 1 января 2026 года "в сумме 34 тыс. рублей в месяц" (по правилам русского языка правильно "в размере", а не "в сумме"). Ссылаются авторы при этом на Международное бюро труда – структуру ООН, контролируемую Западом. Звучит хорошо, а заодно затопчет попытки легализации малого бизнеса в угоду олигополиям.
Уравнять в пенсионных правах региональных и федеральных пожарных и спасателей – сама по себе идея благородная, но по факту она лишит регионы опытных кадров (пенсия в 40 лет!), то есть ослабит защиту населения от бедствий.
А вот богатая идея распространить правило об НДФЛ в размере 30% для иностранцев на работу по патентам – прекрасный способ увеличить число нелегалов. Патенты надо запретить в принципе, заменив их на организованный целевой набор иностранных рабочих туда, где они действительно нужны.
Если и попадаются разумные законопроекты, то они, как правило, межфракционные – например, здравая идея разрешить судьям право на запрос и получение сведений из Единого государственного реестра ЗАГС в электронном виде формально принадлежит двум коммунисткам и одной примкнувшей к ним либеральной демократке.
* * *
ЛДПР, безусловно, может пройти в Госдуму-2026 по партийным спискам. Но только в том случае, если такое решение будет принято в Администрации президента и спущено в регионы. Хочется верить, однако, что русская власть всё-таки доверяет русскому народу и позволит ему сделать выбор в пользу работающих политиков, а не думских трибунов без реальных дел. Такого исхода для своей партии Жириновский не предсказывал.