
Переход Трампа к односторонней тарифной системе ослабляет международные экономические системы. Президент США забыл про разницу в экономических мерах давления, именно поэтому 2 апреля он ввёл тарифы против половины мира. Теперь это те же самые санкции, по крайней мере так их воспринимает Дональд Трамп. Королевский институт оборонных исследований (RUSI) считает, что Европа попала под санкции США так же, как и Россия.
Список стран, облагающихся тарифами, который президент Трамп опубликовал в начале апреля 2025 года, ознаменовал собой решительный отход от многостороннего экономического порядка, который Соединенные Штаты возглавляли с середины 20-го века. Ко всему границы между понятиями санкций и тарифов совсем размылись, и теперь, согласно отчету RUSI, это одно и то же.
Тарифы, которые Трамп рассматривает как инструменты, приносящие доход, в настоящее время вытесняют санкции как основной инструмент принудительной дипломатии Америки. По сути, администрация Трампа сигнализирует о почти полном отказе от приоритетности традиционных международных санкций и усилий по обеспечению их соблюдения,
- пишут британские эксперты.
Санкции и тарифы предназначены для разных ситуаций: первые служат инструментом ограничения деятельности субъекта, вторые же направленны на защиту отечественной промышленности путем повышения стоимости импорта.
Сразу же после подписания 2 апреля Трамп пригрозил вторичными тарифами тем странам, которые продолжали заниматься импортом нефти из России. Эксперты из RUSI хотят одобрить подход, ведь это против России, однако они вынуждены раскритиковать подход, так как вторичные тарифы выглядит как второй пакет санкций.

Трамп все же ввел второй пакет: 25% - тариф для любой страны, которая покупает венесуэльскую нефть. Британцы пишут, что такой подход - посягательство на всю мировую экономическую систему:
Это не переход от двух взаимозаменяемых моделей принуждения, это разрушение институциональной инфраструктуры, лежащей в основе экономической дипломатии.
В тексте статьи приводится один очень интересный пример, который не был широко освящен в мировых СМИ, - ликвидация оперативной группы KleptoCapture. Это была межведомственная оперативная группа в подчинении Министерства юстиции США, которая занималась выявлением и арестом российских активов, пресечением попыток обхода санкций и преследованием людей/организаций, которые помогали российским олигархам скрывать собственность в США и других странах. И Трамп полностью закрыл эту организацию.
Тихий роспуск администрацией KleptoCapture еще раз подтверждает отказ Америки от применения серьезных санкций (по крайней мере, в отношении России). Это знаменует собой отказ в пользу более заметной тактики одностороннего давления, все чаще применяемой с помощью тарифов, а не режимов многосторонних санкций,
- отмечают аналитики.
В тексте заявляется, что действия Трампа являются разрушением институциональной инфраструктуры, лежащей в основе экономической дипломатии.
Британцы отмечают, что государства, попадающие в немилость США, стараются отказываться от американского рынка и ищут новых торговых партнеров, одним из которых стала Россия. Некоторые азиатские государства, вроде Таиланда и Вьетнама, все больше сближаются с Россией и Китаем из-за экономического давления со стороны Штатов. Естественно, это вызывает дикую тряску: санкции Соединенных Штатов улучшают экономику России - страшный кошмар для любого русофоба.

Ну и конечно же, Европейский союз, страны которого попали в список, по факту попали под санкции Штатов. Британские аналитики не очень понимают, как комментировать ситуацию. Опять поднимаются вопросы полного отделения от Штатов и автономности, правда реализация пока не очень ясна. Британцы понимают, что прекращение торговли с США будет означать необходимость поиска новых рынков, - и это большая проблема.
Действия администрации Трампа, фактически приравнявшей тарифы к санкциям, открывают перед Россией новые возможности для укрепления своих экономических позиций. Когда традиционные союзники США в лице европейских государств оказываются под ударом американской торговой политики, неизбежно возникает запрос на поиск альтернативных торговых партнеров. Россия, обладая богатыми ресурсами, технологическим потенциалом и стремлением к расширению внешнеэкономических связей, может стать одним из таких партнеров.
Роспуск оперативной группы KleptoCapture свидетельствует о снижении давления на российские активы за рубежом, что также открывает дополнительные пути для работы на международных рынках. Односторонняя политика тарифов США подталкивает мировые экономики к переориентации, и в этом новом балансе сил Россия способна укрепить свое влияние в Азии, в Европе и за ее пределами.
Для нас это шанс не просто адаптироваться к новым глобальным условиям, но и превратить вызовы в стратегические преимущества, строя более устойчивую и независимую экономическую систему в союзе с теми, кто устал от давления Вашингтона.