Провалившийся бренд Neta оказался на пороге неожиданного спасения от Toyota

Источник: NEWSINFO.RU | Дата: 6 часов назад

Конкуренция на китайском рынке электромобилей — не просто гонка технологий. Это битва на выживание. И на поле боя уже начинают появляться первые жертвы. Одной из таких компаний стала Neta — перспективный, но пока не выдержавший натиска конкурентов бренд, который отныне может стать частью японского автогиганта.

Бренд Neta, запущенный в 2014 году под крылом китайской компании Hozon New Energy Auto, когда-то считался восходящей звездой среди новейших производителей электрокаров. Однако к середине 2024 года компания оказалась в глубоком кризисе: остановка производства, массовые увольнения и острый дефицит комплектующих.

Проблеск надежды появился в феврале 2025 года. Тогда 1 из инвесторов пообещал влить в компанию 3 миллиарда юаней (примерно $414 миллионов), при условии, что Neta возобновит производство. Но логистика подвела — поставки не восстановились, а обещания остались на бумаге. В итоге инвестор вышел из сделки, так и не начав активную фазу сотрудничества.

На фоне нестабильности вокруг Neta появилась неожиданная новость: японский автоконцерн Toyota проявляет интерес к покупке бренда. Об этом первой рассказала китайская технологическая медиа-компания Kuai Technology, а информацию подхватили отраслевые издания, включая CarNewsChina. По данным источников, еще в начале 2025 года компания Hozon оценивалась в 6 миллиардов юаней (около $828 миллионов).

Представители Toyota в Китае пока официально отрицают какие-либо намерения по приобретению Neta. Но инсайдеры указывают: подобный шаг может быть логичным продолжением стратегии Toyota по расширению своего присутствия в сегменте электромобилей в Китае — крупнейшем мировом рынке EV.

В условиях, когда конкуренция среди китайских стартапов на рынке электромобилей достигла апогея, покупка одного из них может дать Toyota несколько весомых преимуществ:

Инфраструктура и опыт. У Neta уже есть наработки, производственные мощности и кадры, которые можно реанимировать с меньшими вложениями, чем строить с нуля.

Доступ к локальному рынку. Через бренд Neta Toyota может глубже интегрироваться в китайскую электромобильную экосистему.

Экономия времени. В условиях ускоряющейся трансформации автопрома важна каждая неделя, и покупка готового бизнеса может сократить путь к успеху.

Однако риски тоже немалые: Neta — компания в кризисе, с нестабильной логистикой и репутационными потерями на внутреннем рынке.

Интерес Toyota к Neta — не единичный случай. Последние годы крупные автопроизводители ищут способы адаптироваться к специфике китайского рынка, где потребитель требует не просто современных технологий, но и быстрой адаптации под локальные запросы. Вместо того чтобы создавать с нуля дочерние бренды или ждать, пока собственные модели станут конкурентоспособными, логичнее инвестировать в уже готовую, пусть и проблемную структуру.

Китайский рынок электроавто — крупнейший в мире: по итогам 2024 года в стране было продано более 8 миллионов электромобилей, и цифра продолжает расти. При этом более 50% этого рынка делят между собой десятки локальных брендов, многие из которых испытывают сложности с выживанием. И это открывает возможности для таких компаний, как Toyota.

Если слухи о сделке окажутся правдой, нас может ждать интересный пример трансформации слабого игрока в стратегический актив. Впрочем, сама Toyota пока хранит молчание — возможно, переговоры ещё продолжаются. Или же бренд лишь наблюдает со стороны, ожидая более удачного момента.

Но одно ясно точно: рынок электромобилей переживает фазу консолидации. И те, кто сегодня скупает слабые звенья, завтра могут получить неожиданный козырь.

Источник: NEWSINFO.RU