Вспомним, что «праздник без перерыва» — идея относительно недавняя. В 2000-х годах фестивали в Москве были узкопрофильными (например, пресловутые ярмарки меда) и проходили на изолированных площадках, не становясь развлекательными мероприятиями общегородского масштаба. В первой половине 2010-х годов начали появляться городские фестивали в их нынешнем формате. И лишь в 2020-х годах календарь этих мероприятий стал по-настоящему плотным, а формат «ревю мировых праздничных и кулинарных традиций» уступил место другой магистральной идее — формированию московского праздничного бренда.
За любыми мероприятиями в первую очередь стоят люди и структуры, работающие над ними. Здесь Москва тоже прошла за последние полтора десятилетия значительный путь — от полукустарной организации фестивалей силами групп энтузиастов до профессиональной ивент-индустрии, специализирующейся именно на этих мероприятиях. Большинство фестивальщиков разного уровня работают на этих проектах постоянно — речь идет и об актерах-аниматорах, и о технических специалистах. В беседах с корреспондентом «МК» они рассказали, как устроена эта работа «за кулисами» и почему она для них привлекательна.
Кто вы, товарищи клоуны?
Когда все начиналось, около десяти лет назад, основной костяк организаторов городских фестивалей составляли исторические реконструкторы, участники ролевого движения. В частности, 1 из ключевых клубов российской исторической реконструкции — «Ратоборцы» — в течение нескольких лет был своего рода генеральным подрядчиком для городских фестивалей с историческими сценками.
— Все началось с большого фестиваля «Времена и эпохи», который был именно ролевой инициативой, — вспоминает Елена, участница движения в 2000–2010-е годы. — Конечно, для организации любого большого фестиваля нужны контакты с городскими властями, и это было начало прекрасной дружбы. Бюджеты городских фестивалей значительны, поэтому быть генеральным подрядчиком и распределять заказы достаточно интересно, и «Ратоборцы» с радостью занялись...