От Фабрики-кухни до Безымянской ТЭЦ: в Самаре прошла лекция об особенностях формирования города в довоенные годы

СОВА 1 час назад 13
Preview
Фабрику-кухню можно считать последним зданием, построенным в духе конструктивизма в Самаре. Ее открыли в январе 1932 года, а уже в апреле в центральной прессе вышло постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которое коснулось всех сфер искусства. На этом завершилась эпоха авангарда в отечественной архитектуре и начался новый этап развития. Градостроительство перешло на принцип классического города-ансамбля, а возводимые здания начали приобретать декоративное убранство. Для Самары-Куйбышева период с 1932 по 1941 год, который иногда называют эпохой постконструктивизма, совпал с организацией строительного института и двух проектных контор - Архитектурно-планировочного управления Горкомхоза и Куйбышевкрайпроекта. В это же время создали местное отделение Союза советских архитекторов, разработали генеральный план города ("Большой Куйбышев"), строили крупные здания и комплексы, определившие облик довоенного города. Ориентиром для архитекторов в начале новой эпохи стали конкурсы на здание Дворца Советов в Москве и первые выпуски журнала "Архитектура СССР" (12+). Влияние столичных проектов отразилось в конкурсе на строительство Дворца культуры в Куйбышеве (сейчас Самарский театр оперы и балета). Например, архитектор Александр Полев (один из авторов Дома специалистов на улице Ленинградской) рисовал образ ДК в виде многоярусного здания башенного типа, венчающегося гигантской скульптурой. Архитекторы 1930-х много работали с наследием. В эпоху постконструктивизма мастера обращались к своему и чужому дореволюционному опыту. Тот же ДК имени Куйбышева некоторые авторы видели в духе одесского оперного театра 1880-х. А известный самарский зодчий Петр Щербачев активно работал с эстетикой модерна и упрощенным ар-деко. На лекции Виталий Самогоров рассказал о десятках архитектурных и градостроительных проектов. Многие из них были реализованы, но часть масштабных задумок остались на бумаге или были осуществлены после войны. Архитектор Владимир Бузин, например, проектировал первую очередь набережной под Струковским садом еще в 1936 году, но к строительству уже по другому проекту приступили лишь в 1950-х. Одним из последних постконструктивистских произведений стал комплекс Безымянской ТЭЦ. Он позволил в годы войны развернуть масштабные производства в районе станции Безымянка. Лекция в Третьяковской галерее в Самаре стала частью проекта "ВООПИиК покажет" (12+) регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Встречи с экспертами проходят в разных местах и посвящены истории архитектуры и градозащите.
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'