Сказочная кинобабушка: как дочь самарского чиновника стала звездой театра и большого экрана

СОВА 11 часов назад 17
Preview
Детство в Самаре Варвара Попова была девятым ребенком в семье чиновника самарского удельного ведомства. Ее родители венчались в 1875 году в Вознесенском кафедральном соборе, 23-летний губернский секретарь Александр Попов взял в жены 18-летнюю дочь коллежского асессора Анну Макарову. Своего дома Поповы не имели, довольствовались съемным жильем. Долгое время жили в квартире при удельной конторе, где глава семейства служил казначеем. Дом сохранился, его нынешний адрес - улица Некрасовская, 20. Здание известно тем, что в нем работал Николай Симаков - художник, создавший эскиз легендарного Самарского знамени. В 1892 году Самарскую удельную контору переименовали в удельный округ. Александр Попов возглавил там канцелярию, получил чин статского советника, что давало право на личное дворянство. Семья переехала со служебной квартиры в двухэтажный деревянный дом Ободовских на улицу Саратовскую, 148. Там она жила до 1896 года (в 2000-х на месте здания на улице Фрунзе, 142 возвели пятиэтажный кирпичный дом). Следующий адрес Поповых - улица Дворянская, дом Свинтицких (сейчас - улица Куйбышева, 114). Лучшими доходными домами в городе считались челышевские. В 1902 году на улице Саратовской, 45 (Фрунзе, 49 - на фото) построили очередное краснокирпичное здание по проекту архитектора Александра Щербачева. Одним из первых квартирантов там стал вдовец Александр Попов с детьми. Его супруга умерла от чахотки в апреле 1900 года в возрасте 43 лет. Попов пережил жену на восемь лет. Он скончался в 1908 году от хронического воспаления легких. Забота о семье легла на плечи 28-летнего сына Владимира, который в то время служил земским ветеринаром в селе Алексеевка Бузулукского уезда (сейчас это Борский район). После смерти отца совершеннолетние дети, по-видимому, перебрались к старшему брату. А Варвару, как осиротевшую дочь чиновника, определили в Московский Александровский женский институт на казенное содержание. Так закончилось ее самарское детство. 12-летней девочкой она оказалась в чужом городе, вдалеке от родных. После окончания института Попова сделала шаг, изменивший всю ее жизнь. Она подалась в артистки. Театр Вахтангова В 1914 году группа московских студентов, поклонников системы Станиславского, объединилась в любительскую театральную студию. Ее возглавил молодой талантливый режиссер Евгений Вахтангов. В студию, о которой уже тогда говорили как о мировой театральной величине, пришла учиться Варвара Попова. Она была однокашницей Бориса Захавы, Рубена Симонова, Бориса Щукина и Цецилии Мансуровой. Актриса и режиссер Александра Ремизова вспоминала такой случай. Вахтангов однажды сказал ей, вчерашней выпускнице харьковской гимназии, приехавшей покорять столичные театральные подмостки: «Сашура, вы очень плохо говорите. Вам нужно дружить с Варей Поповой и слушать ее. У нашей Вари правильная и красивая московская речь. Дружите с ней и учитесь у нее». И они дружили всю жизнь. Вместе в 1921 году, когда актеры падали в обморок на сцене от недоедания, ходили на Воробьевы горы в благотворительную больницу. Там им, голодным и истощенным, бесплатно выдавали по тарелке каши. Премьера спектакля «Чудо святого Антония» (16+) в ноябре 1921-го стала началом Вахтанговского театра и дебютом Поповой. О молодой актрисе заговорили в конце 1920-х, когда она с блеском сыграла Луизу в пьесе Шиллера «Коварство и любовь» (12+). При этом критики удивлялись, как успех мог прийти к актрисе с такой невыигрышной внешностью. Варвара сыграла в театре почти три десятка ролей. В их числе - Манюшка в «Зойкиной квартире» по одноименной пьесе Булгакова (12+), и Санька в «Интервенции» (16+), и монахиня Таисия в спектакле «Егор Булычов и другие» (12+). Последняя роль Поповой в театре - Горе-Злосчастье в детской сказке по пьесе Маршака «Горя бояться - счастья не видать» (6+). Из-за противостояния Захавы и Симонова театр раскололся на два лагеря. Варвара Попова обожала Бориса Захаву, дружила с его семьей и переживала за него. Она не умела интриговать и встала на его сторону. Покинула сцену Попова в 1956 году, понимая, что в новых условиях ролей ей не видать. Возвращение в кино Уход из театра стал переломной точкой в биографии актрисы. После 35-летнего перерыва Попова вновь пришла в кинематограф. Еще в 1920-е она снималась в немых фильмах Якова Протазанова, Леонида Оболенского и Михаила Доллера. С 1925 по 1927 год сыграла главные роли в картинах «Его призыв» (12+), «Кирпичики» (12+), «Эх, яблочко, куды котишься» (12+). В 1962-м Попова снялась в фильмах «Конец света» (12+) и «Течет Волга» (12+). Сценарий к последней киноленте вместе с режиссером Яковом Сегелем написал уроженец Самары Валентин Ежов. Фильм рассказывает о последнем рейсе старого парохода «Богатырь», который из Ярославля отправился в Волгоград, где его должны разобрать на металлолом. Эту киноповесть сняли тремя камерами с использованием девятиканального объемного звука специально для разработанной в СССР системы панорамного кинематографа. Но эту работу мало кому удалось посмотреть. Демонстрировали ее только в панорамных кинотеатрах, а их было всего 30 на всю страну. В Куйбышеве такой так и не построили. Песня «Течет река Волга», написанная для этого фильма Марком Фрадкиным и Львом Ошаниным, стала популярной. Для кино ее спел Владимир Трошин. Известность она получила в исполнении Людмилы Зыкиной. За 10 лет Варвара Попова снялась более чем в 20 фильмах, в основном в ролях второго плана. Узнаваемость и любовь зрителей ей принесли образы старушек в киносказках Александра Роу. В 1964 году она сыграла слепую бабушку в «Морозко» (6+). В 1969-м на экраны вышел фильм «Варвара-краса, длинная коса» (6+). Нянюшка Степанида стала, пожалуй, главной киноролью Поповой. Соседи, родня и личная жизнь Москва, Большой Левшинский переулок, 8а - Варвара Попова прожила по этому адресу почти 60 лет. Дом построили в 1928 году специально для вахтанговцев. Сейчас на его фасаде установлены две мемориальные доски - Борису Щукину и Рубену Симонову. Соседями Поповой по дому были поэт Павел Антакольский, архитектор Виктор Веснин, режиссер Алексей Попов - не только однофамилец, но и земляк нашей героини. Он родился в Николаевском уезде Самарской губернии, детство провел в областном центре, где его отец работал на кондитерской фабрике. Частыми гостями в этом доме были Михаил Булгаков и Юрий Олеша. Леонид Утесов и Любовь Орлова пели в квартире Владимира Масса «Легко на сердце от песни веселой» под аккомпанемент Дунаевского. Дмитрий Шостакович с режиссером Николаем Акимовым, приезжая из Ленинграда в Москву на репетиции «Гамлета» (16+), останавливались в квартире у Александры Ремизовой. Попова жила в вахтанговском доме в квартире №28. В молодости у нее был роман с актером Иваном Кудрявцевым, но до свадьбы дело так и не дошло. Она вышла замуж за инженера Алексея Савкина. Брак их был недолгим, но Варвара успела родить сына, которого, как и мужа, назвали Алексеем. После развода бывший супруг поменял комнату в трехкомнатной квартире и подселил к хозяйке соседей. Еще одну комнату из-за недостатка денег Попова сдавала. Третью отдала сыну, когда он женился на однокурснице Светлане Радченко. Сама много лет спала на кухне. Сын Алексей окончил Щукинское училище. Два года отслужил при Центральном театре Советской армии, которым руководил однофамилец матери и сосед по дому Алексей Попов. Потом работал на телевидении режиссером литературно-драматической редакции. В 1987-м Алексей умер в возрасте 59 лет от перенесенного инфаркта. Мать пережила его на год. Умерла Варвара Попова 31 октября 1988 года. Ее прах захоронили в колумбарии на Ваганьковском кладбище. Так закончилась жизнь талантливой актрисы. Прекрасно образованной и свободно владеющей двумя языками, любительнице оперного искусства, ей всю жизнь приходилось играть роль малограмотной простушки не только на сцене и в кино, но и в жизни. Как сложились отношения Поповой с самарскими родственниками, неизвестно. По воспоминаниям подруг, к ней иногда приезжала старшая сестра - дама с аристократическими внешностью и манерами. Сестры не были похожи и не дружили. Возможно, это была Анна, родившаяся в 1883 году. Она вышла замуж за врача по фамилии Кейбал и жила в Москве. Сестра Людмила через год после смерти отца вышла замуж за инспектора Самарской духовной семинарии Андрея Успенского. Брат Александр переехал к Владимиру в Алексеевку, где умер от чахотки в 1911 году. Сестра Нина, когда ей было 23 года, вышла замуж за крестьянина села Алексеевка - 42-летнего Николая Плугина. В 1916 году у них родилась дочь Елена. В конце 1930-х она поступила в скульптурную студию при Моссовете, после войны окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства. Ее преподавателем был Матвей Манизер. Племянница Поповой стала известным скульптором. Но это уже совсем другой «Исторический момент».
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'