Что такое утильсбор
За каждую произведенную или ввезенную в страну машину предусмотрен обязательный взнос – так называемый утилизационный сбор. Утилизационным он называется потому, что целью его введения является превентивное покрытие расходов на будущую неизбежную переработку. Когда авто выработает свой ресурс, оно автоматически превратится в отход, причем крупногабаритный и многокомпонентный, требующий дорогой поэтапной утилизации.
Плательщиками утилизационного сбора за легковушки, грузовики, спецтехнику и другой транспорт выступают производители (если транспортные средства произведены в РФ), юридические или физические лица, ввозящие импортные машины на российскую территорию, а также владельцы авто (если сбор не был уплачен ранее).
Сумма платежа рассчитывается по простой формуле путем умножения базовой ставки на коэффициент. Данные величины устанавливает Правительство. Они зависят от технических характеристик авто и категории плательщика.
Чем вызвано повышение утильсбора с 1 мая
По инициативе Министерства промышленности и торговли в стране официально ведется борьба с серыми схемами растаможки автомобилей, ввозимых через Киргизию, Белоруссию и некоторые другие государства ЕАЭС. Сегодня при оформлении иномарок их стоимость осознанно занижается ради сокращения расходов на утильсбор. После вступления в силу нового порядка расчета доплата за утилизацию будет тем выше, чем на большую величину занижена закупка машины по сравнению с показателем средней рыночной цены.
По подсчетам экспертов, цена премиальных машин 3-5-летнего возраста вырастет в среднем на четверть, что в рублях составит около 1 млн. Для новых авто рост окажется ниже – 10-15 %. Предполагается, что нововведение вынудит "серых" перекупщиков покинуть рынок.
Вторая причина изменения утильсбора с 1 мая – поддержка российского автопрома, ведь часть собираемой суммы направляется в виде субсидий отечественным заводам, которые тоже обязаны платить этот сбор за каждое сошедшее с конвейера транспортное средство.
Как будут рассчитывать новый утильсбор с 1 мая 2025-го
Формула для определения утилизационного сбора (УС) теперь будет выглядеть так:
УС = УСед + (Рс – Сз) ‧ 0,5,
где УСед – единая ставка УС, Рс – средняя стоимость транспортного средства (согласно перечню Минпромторга), Сз – сумма затрат на покупку автомобиля.
Если транспортного средства не окажется в списке Минпромторга, формула будет иной:
УС = УСед ‧ 3
Подтверждением суммы затрат плательщика утильсбора станут:
· инвойсы (счета-фактуры);
· транспортные накладные;
· отчеты о переводе денежных средств;
· сведения налогового и бухучета;
· заверенные таможенные декларации;
· отгрузочные листы;
· сертификаты о происхождении транспорта;
· другие документы, которые будут признаны подтверждением реальной цены автомобиля.
Как подготовиться к новым ценам на импортные авто
Эксперты пока не дают точных прогнозов, какие цены на машины в России будут в мае 2025 года, однако некоторые рекомендации уже сформулированы.
1. Если планируется покупка авто для личного пользования, стоит рассмотреть вариант с предварительной оплатой во избежание штрафов и других дополнительных расходов.
2. Покупка машины из наличия со всеми документами (таможенное удостоверение, ПТС, транспортное пассажирское поручение) при условии, что после растаможки прошло меньше года или что коммерческий утилизационный сбор уже уплачен без занижений и нарушений со стороны продавца.
Списание утильсбора до вступления в силу новых правил, то есть заказ нового авто из Беларуси до 1 мая 2025-го.