7 января скончался Николай Парфенов (1912 — 1999).
Представлять этого актера любителям советского кино, надеюсь, не надо.
А вот о трагедии его стоит поговорить подробнее.
Омрачил последние годы Николая Парфенова пресловутый квартирный вопрос.
Впрочем, уже изначально Парфенов познал такую неприкаянность, что удивительно, как удалось ему вырваться к жизни творческой.
Родился Николай в многодетной семье (шесть детей). Отец, единственный кормилец, рано умер. Дети и мать крестьянствовали, причем, так хорошо, что во время коллективизации Парфеновых записали в кулаки. Семейству грозила высылка и мать приняла решение с детьми разбежаться. В итоге ее отправили на торфоразработки, а Николай с братом оказались в Москве, где работали на заводе, обеспечивая себя и сестер.
При таких вводных данных, не совсем понятно как Николай поступил в студию театра имени Моссовета. То есть технически все ясно, о поступлении рассказал сам Парфенов (позабавил на творческом конкурсе руководителя театра Любимова — Ланского чтением Маяковского). Вопрос в другом: как удалось пройти через сито кулаку, избежавшему высылки побегом в город?
В театре Моссовета Парфенов проиграл 54 сезона и следует напомнить, что это был за театр. Он ассоциировался с режиссером Юрием Завадским, трудящимся на благо своей спутницы жизни Веры Марецкой (РОСТИСЛАВ ПЛЯТТ И ВЕРА МАРЕЦКАЯ: ИСТОРИЯ НЕ ЖЕНИТЬБЫ). Как следствие, в труппе сложные сюжеты в борьбе с засильем Марецкой возводили другие блистательные актрисы, — Фаина Раневская (ФАИНА РАНЕВСКАЯ VS ЮРИЙ ЗАВАДСКИЙ), Серафима Бирман (ПОЧЕМУ ВСЕ ЛЮБИЛИ ФАИНУ РАНЕВСКУЮ, А НЕ ЕЕ СОПЕРНИЦУ), Любовь Орлова (ФАИНА РАНЕВСКАЯ VS. ЛЮБОВЬ ОРЛОВА: "Я ВСЕ ЧАЩЕ УБЕЖДАЮСЬ, ЧТО ОРЛОВА СТАЛА ТИПИЧНОЙ БУРЖУАЗКОЙ"). Из мужского состава первачами были Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Михаил Названов.
Все эти люди не обращали внимания Парфенова. Он отсутствовал и в космосе Плятта, и в космосе Раневской, был не представим рядом с Любовь Орловой. Лишь раз, в 1932, еще студентом, Парфенов получил главную роль, сыграв Митрофанушку в «Недоросле», а дальше работал в чем Завадский давал. Только в конце 1960-ых, добившись славы в кино, Парфенов начинает получать такие роли как Некрасов в инсценировке «Они сражались за Родину».
Особенно плохо было Парфенову в 1950-ые, когда театр Моссовета утонул в пьесах Сурова и Вирты, теряя зрителя (ПЛАГИАТОР И ПОГРОМЩИК).
У него даже вырвалась эпиграмма:
Искусство мы несем большое,
Не предадим его вовек.
На сцене – трое, в зале – двое,
А в труппе – триста человек.
Сделало Парфенова кино. Во время оттепели пятидесятилетний актер поистине расцветает, найдя свою тему: вздорный, суетливый старикашка-бюрократ. Таким он был в «Дайте жалобную книгу» и «Председателе» (оба 1964), «Дети Дон-Кихота» и «Тридцать три» (оба 1965), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Афоня» (1975).
Парфенов стал одним из самых снимаемых эпизодников и везде был как-то уместен. Он создал узнаваемую маску советского старикашки с нашего двора, туповатого общественника. Тогда такие дедушки обитали на каждой лавочке, портя настроение молодежи внушениями и стуками в домоуправление. При этом, герои Парфенова были симпатичны, транслируя такую благодушную глупость, что за ней терялся сарказм. Кстати, узнаваемость образа вздорного старикашки, на мой взгляд, способствовала также успеху в нашем прокате Луи де Фюнеса (ЛУИ ДЕ ФЮНЕС В СССР).
Сам Парфенов с удовольствием купался в таких ролях, лишь иногда выражая желание сыграть Льва Толстого, с которым у него было внешнее сходство. Сыграл он Толстого в сюжетике «Ералаша» и данный сюжетик, на мой взгляд, оказался куда интереснее «Льва Толстого» сходящего со сцены Сергея Герасимова.
Драма подкралась к Парфенову со стороны жизни личной. Первый раз он пошел в ЗАГС с актрисой театра Моссовета Ольгой Васильевой. Родилась дочь Ирина. Последовавший развод так ударил по Парфенову, что на второй тур он не решался долго.
И все-таки, в 1949 женился на Ларисе Васильевне, которая взяла его фамилию. Общих детей не было, Парфенов воспитывал свою Ирину, а также дочь и сына жены.
Благодарности, к сожалению, не дождался. Когда жена умерла пошло резкое разделение кланов. На стороне Парфенова выступали сестра и дочь, пока дети и внуки жены выносили из квартиры имущество. В результате у Парфенова остался только диван.
Актера же беспокоило другое, а именно потеря памяти. Выйдя из дома, Парфенов порой не мог вернуться обратно, теряя ориентацию в пространстве. Он хотел отдать квартиру государству и перебраться под патронаж Дома Ветеранов сцены.
И тут последовал еще один мощный удар, теперь уже от покойной жены. Оказывается, она тайно прописала в квартиру внучку. А разве кто будет выписываться добровольно ради какого-то деда? Теряющий память Парфенов оказался прикован к квартире с диваном.
Ушел на 87-ом году жизни.
Его проводили полным молчанием. Из театра, где Парфенов проработал 54 года, никто на похороны не явился, некрологов в центральной печати тоже не наблюдалось.
Светлая память!