Пока одни автолюбители выбирают между новейшими моделями и подержанными авто, склады дилеров продолжают ломиться от машин. И, судя по последним заявлениям, эта ситуация не изменится в ближайшее время.
Максим Соколов, президент ПАО "АВТОВАЗ", заявил, что избыточные запасы автомобилей будут сохраняться вплоть до окончания 2025 года. Сегодня, по его словам, на складах — как у дилеров, так и у производителей — по-прежнему находится около 500 тысяч единиц техники. Это, по сути, замороженные деньги и ресурсы, которые продолжают давить на рынок.
"Теперь уже можно уверенно сказать — как минимум до конца текущего, 2025 года", — подчеркнул Соколов.
В условиях спада спроса автогиганты вынуждены пересматривать свои амбициозные планы. Еще ранее Соколов сообщил, что АВТОВАЗ в этом году сократит производство. Согласно обновлённому прогнозу, компания планирует выпустить около 367,2 тысячи автомобилей. Это на 20-25% меньше, чем в прошлом году.
"Пока мы планируем сократить объемы производства чуть меньше, чем общий процент сокращения рынка. У нас падение рынка в целом на 30-35% всего по продажам легковых автомобилей", — уточнил Соколов.
Эксперты связывают затоваренность с несколькими ключевыми факторами:
Резкое снижение покупательской активности. Рост цен, дорогие автокредиты и общая экономическая неопределенность вынуждают россиян откладывать крупные покупки.
Нарушения в логистике. Перебои с поставками компонентов в прошлом году привели к накоплению автомобилей с неполной комплектацией. Теперь, когда цепочки частично восстановлены, собранные авто возвращаются в дилерские центры.
Избыточные оптимистичные прогнозы. Заводы, рассчитывая на рост, запустили конвейеры на полную мощность, не учтя снижение спроса.
Интересно, что значительную часть текущего объема автомобилей составляют не только отечественные марки, но и машины, ввезённые по схеме параллельного импорта, а также китайские бренды. Последние заняли заметную долю рынка после ухода европейских производителей.
Тем не менее, невзирая на широкое разнообразие, покупатель всё чаще предпочитает выжидать. Рынок остаётся нестабильным, а сохраняющееся давление со стороны накопленных запасов создаёт эффект замедления: ни производители, ни покупатели не спешат с активными действиями.
Объём продаж новейших легковых автомобилей в РФ в мае 2025 года снизился на 32% по сравнению с маем прошлого года.
Доля китайских брендов в продажах достигла 45%, вытеснив остатки корейских и европейских марок.
Средняя цена нового автомобиля в РФ превысила отметку в 2,5 млн рублей, что также влияет на спрос.