Сомнолог Бузунов объяснил, как пробуждения посреди ночи связаны со стрессом и депрессией

Источник: Общественная Служба Новостей | Дата: 3 дней назад

Когда речь заходит о проблемах со сном, первыми на ум часто приходят трудности с засыпанием. Человек часами ворочается в постели с закрытыми глазами, но уснуть ему что-то не дает: мысли, тревоги, страхи и так далее.

Однако есть и тут другая крайность. Погружению в сон ничего не мешает, но посреди ночи спящий вдруг без видимых на то причин просыпается с чувством, будто уже выспался. Казалось бы, до будильника еще много времени и можно спать дальше, но делать этого совсем не хочется — мозг уже «включился», а сонливость как рукой сняло. Но значит ли это, что организм полностью восстановился и готов к новому дню, хоть и поспал меньше, чем обычно? Или это тревожный сигнал, указывающий на какую-то проблему?

На эти вопросы Общественной службе новостей ответил врач-сомнолог, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Роман Бузунов. По его словам, беспричинные пробуждения посреди ночи могут оказаться поводом для обращения за психологической или психиатрической помощью.

«Преждевременное пробуждение с длительной неспособностью повторно заснуть — это весьма грозный и настораживающий сигнал развивающейся депрессии на фоне хронической стрессовой ситуации, — говорит специалист. — Это 1 из ранних симптомов. Классической депрессии может еще пока не быть, а ранние пробуждения уже происходят. Такое возможно и при психиатрической депрессии, но чаще случается при хроническом, тянущемся стрессе, который не имеет какого-то окончания в обозримом будущем, и мозг из-за этого постоянно перенапряжен».

Сомнолог указал, что ночные подъемы без видимых причин — например, лег в 23:00 и проснулся бодрым в 3 утра, — как правило, сопровождаются практически не остановимым потоком негативных, тревожных мыслей. Снова нормально уснуть уже не получается — человек либо до утра прокручивает «мысленную жвачку» в полной ясности ума, либо впадает в полусон-полудрему, во время которой продолжает осознавать окружающую реальность.

«А с утра — разбитость, сниженный фон настроения, снижение памяти, внимания, концентрации, уплощение эмоций — в общем, все то, что соответствует депрессии, — продолжает собеседник издания. — Так что это очень нехороший симптом, который требует внимания и соответствующей коррекции. Причем иногда он может развиваться внезапно. Допустим, стресс у человека тянется полгода — какой-нибудь судебный процесс, развод, еще что-нибудь, — и он говорит, что месяц назад лег и проснулся в 3 утра. И с тех пор у него такая ситуация каждую ночь. А у кого-то это может и постепенно развиваться».

Бузунов пояснил, что нежелательные ранние пробуждения начинаются именно в момент, когда к хроническому стрессу присоединяется депрессивный компонент. Если человек сильно тревожится из-за стрессовой ситуации, у него скорее возникнут трудности с засыпанием. На ранних же этапах депрессии проблемы с погружением в сон отступают, но на смену им приходят как раз проблемы с преждевременными подъемами.

«Мозг на каком-то этапе хронической стрессовой ситуации решает: все, я уже не могу, не хочу. И он начинает выключать каналы входящей информации днем: снижается память, внимание, концентрация, уплощаются эмоции. А ночью, когда подкорка растормаживается, возникает феномен рикошета мыслительного процесса. То, что человек не додумал днем, он додумывает ночью», — объясняет эксперт.

При частом повторении такие ночные пробуждения начинают беспокоить уже сами по себе, превращаясь в отдельный источник стресса, и тем самым еще сильнее подталкивают к депрессии, продолжает сомнолог. Формируется условный рефлекс — проснувшись, человек сразу пугается того, что вернуться в сон опять не сможет и ему предстоит очередной тяжелый день. Это приводит к выбросу адреналина, из-за чего по итогу у него и не получается заснуть. А даже если удается провалиться в состояние полудремы — поверхностного сна, во время которого человек остается в сознании, — чувства отдыха это не приносит из-за гипервозбуждения психики.

Иными словами, запускается порочный круг, в котором бессонница сама по себе становится причиной бессонницы. Первичная стрессовая ситуация может уже сойти на нет, а проблемы со сном останутся на месяцы, а то и годы вперед, заметил специалист.

При этом Бузунов добавил, что в норме люди, вообще-то, всегда просыпаются по несколько раз в течение ночи — после каждого полутора-двухчасового цикла сна. Но дело в том, что, если человек не находится в хроническом стрессе и на пороге депрессии, его мозг в момент пробуждения будет максимально спокоен — организм просто перевернет тело на другой бок и вновь заснет, вообще забыв, что просыпался. Если же психика у человека возбуждена, то в момент кратковременного пробуждения между циклами его организм резко переходит в режим максимального бодрствования — отсюда и ощущение, что выспался, хотя до будильника еще много времени.

Что касается коррекции преждевременных пробуждений, то ее методы зависят от природы развивающейся депрессии, продолжает эксперт.

«Если это тяжелая ситуация — например, рекуррентная депрессия или биполярное расстройство, — то это психиатры, неврологи, клинические психологи и назначение антидепрессантов, — объясняет собеседник издания. — А если у человека долгий, затяжной стресс, то здесь возможны разные варианты. Это либо работа с психологами над тем, чтобы изменить отношение к стрессовой ситуации, если ее нельзя избежать. По принципу “не можешь побороть — смирись”. Либо это когнитивно-поведенческая терапия, в границах которой человека обучают определенным техникам, направленным на то, чтобы как можно легче и дольше переносить стресс и не выгорать. Потому что выгорание — это одна из самых частых причин развития стресса, тревоги и депрессии».

С точки зрения медикаментозного лечения ранних подъемов стандартом являются антидепрессанты, добавил специалист. Он подчеркнул, что бояться и демонизировать их не следует — по набору побочных эффектов и рискам формирования зависимости они более безопасны, чем снотворные, нейролептики или транквилизаторы.

Ранее по теме: