Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

Источник: РБК | Дата: 4 дней назад

Новейшие правила допуска судов, следующих из иностранных портов в российские, введенные с 21 июля, в моменте привели к простою части флота на рейде в ожидании разрешения на подход к причалу, рассказали РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Поскольку концепция морской перевозки заключается в аренде судна, рост сроков обработки флота наряду с иными рыночными факторами повысил стоимость фрахта и издержки на бункеровку.

Так, ставки фрахта нефтяных танкеров на маршрутах в Индию и Китай в среднем увеличились на 8,3% за неделю с 21 по 27 июля по сравнению с предыдущей неделей, рассказал директор ЦЦИ Роман Соколов. Это произошло, невзирая на падение нефтяного экспорта на 25% в этот же период. За неделю с 28 июля по 3 августа ставки на индийском направлении замедлили рост, но прибавили 2,7–3,3% в портах Балтики (до $8,8–9,2 за баррель) и 3,6–4% в Новороссийске (до $7–7,7 за баррель). По китайскому направлению наибольший рост за отчетную неделю показали ставки фрахта на Балтике — на 4,2% (до $11,5 за баррель), следует из данных ЦЦИ.

Вместе с тем за период с 14 по 28 июля зафиксирован скачок цен на бункеровку судов дизельным топливом малой вязкости с низким содержанием серы (MGO, широко используется в морских перевозках и соответствует международным экологическим нормам. — РБК). На Балтике и в Азово-Черноморском бассейне рост показателей составил 13–18%, до $833–852 за тонну, следует из анализа ЦЦИ по рынку бункерного топлива. На Дальнем Востоке стоимость топлива MGO для бункеровки выросла на 10,3%, до $828 за тонну.

Указ президента В. В. Путина от 21 июля предписывает, что суда, следующие из иностранных портов, могут заходить в российские только с разрешения капитана морского порта, согласованного с должностным лицом органа Федеральной службы безопасности (ФСБ). До этого правила захода судов в российские порты определялись приказом Минтранса, а особый порядок прибытия судов из-за рубежа применялся в случаях, когда у порта смежная с военно-морской базой акватория.

Изменения направлены на усиление мер безопасности в акватории российских морских портов на фоне серии инцидентов со взрывами на танкерах. Так, в феврале широко известным стал случай со взрывом в машинном отделении танкера Koala, который по прибытии из Сингапура находился в российском порту Усть-Луга и должен был отправиться в египетский порт Суэц. На борту судна находилось около 130 тыс. т нефтепродуктов.

7 июля стало известно об инциденте на танкере Eco Wizard, в итоге которого произошел разлив жидкого аммиака в Усть-Луге, который Минтранс охарактеризовал как незначительный. Судно прибыло в российский порт из Антверпена. Незадолго до этого газета Financial Times (FT) писала, что за текущий год по меньшей мере 5 нефтяных танкеров пострадали от взрывов.

Помимо разрешения от ФСБ, новейшие правила допуска судов предписывают проведение обязательного водолазного осмотра, прежде чем судну позволят встать под погрузку, добавляет Соколов. Еще в середине июля ФГУП «Росморпорт» объявило тендер на сумму более 3 млрд руб. для осуществления подводных инспекций судов в Балтийских портах — Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Калининграде и других. Осмотр включает проверку подводной части корпусов с применением гидролокаторов и подводных аппаратов на предмет наличия конструктивно не предусмотренных предметов и взрывчатых веществ. Стоимость одной инспекции составляет от 578 тыс. до 2,8 млн руб. в зависимости от типа судна. «Поскольку проверка будет осуществляться во время стоянки на рейде до проведения погрузочно-разгрузочных операций, время нахождения судов в акватории порта может увеличиться на несколько дней», — отмечается в обзоре ЦЦИ.

Похожую динамику роста цен на судовое топливо отмечают в аналитическом отделе ИАА «ПортНьюс». По их данным, цены существенно увеличились 22 июля на Балтике: топливо MGO (морской газойль с содержанием серы менее 0,1%) подорожало на $17 за тонну по сравнению с 17 июля (данные фиксируются 2 раза в неделю), VLSFO 0,5 (топливо с очень низким содержанием серы, 0,5%) — на $10–13 и ULSFO (ультранизкосернистое морское топливо, 0,1%) — на $13. Рост сохранился 24 июля, но уже менее выраженный, а далее увеличивалось в цене в основном топливо ULSFO. В то же время на Юге 22 июля был резкий скачок стоимости топлива MGO в порту Новороссийск — сразу на $28 за тонну. В последующие недели июля небольшой рост стоимости топлива сохранился, но в порту Кавказ было отмечено падение цены 29 июля — на $5 за тонну.

«Такие колебания цен часты на Балтике, она редко бывает стабильна. Однако Юг обычно очень стабильный, и в 20-х числах июля в Новороссийске наблюдалось удивительное изменение цен», — отмечают аналитики ИАА «ПортНьюс». В целом, по их данным, за период с 3 июля по 5 августа стоимость топлива MGO в Санкт-Петербурге выросла на 1,87%, в Усть-Луге — на 2,88%, в Новороссийске — на 5,55%, в Туапсе — на 1,23%, а в порту Кавказ, напротив, снизилась на 3,23%.

Восстановление сроков обработки судов будет способствовать восстановлению недельных объемов экспорта и окажет корректирующее влияние на фрахт, говорит Соколов. В ЦЦИ при этом не ожидают резкого роста стоимости судового высокосернистого мазута в ближайшее время. «Но низкосернистое топливо, в свою очередь, сохраняет, по нашему мнению, потенциал для роста в краткосрочной перспективе», — добавляет он.

Между тем в пресс-службе Минтранса заверили РБК, что новейшие требования судозахода не повлияли на деятельность российских экспортеров: «Погрузка в морских портах осуществляется в плановом режиме, ситуация в акваториях стабильная». РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что рост транспортных и логистических расходов, которые закладываются в цену товаров и услуг, при сохранении может в перспективе одного-двух месяцев оказывать влияние на темпы инфляции. Он напоминает, что расходы на топливо составляют порядка 30–40% себестоимости судоперевозок, напрямую влияя на цену грузов. «А скачкообразный рост на 13–18%, учитывая мультипликативный эффект на издержки всей цепочки, нивелировать сложно», — замечает Жарский. Тем не менее эксперт не исключает, что негативный эффект изменений в течение ближайших недель будет сглажен, поскольку сегодня он во многом объясняется тем, что ряд судов под иностранными флагами не успели зайти в порт до введения новейших правил.

Краткосрочный рост цен на судовое топливо, который произошел в последние несколько недель, обосновывается увеличением расхода топлива судами из-за простоя на рейде, курсовыми рисками, потенциалом срыва условий по экспортным поставкам и риском недополучения доходов от использования портовой инфраструктуры и портовых услуг, считает Виктория Трифонова, эксперт аналитического центра «Яков и Партнеры». По ее мнению, продолжительность такого скачка будет зависеть от скорости адаптации судовладельцев к новым правилам.

При этом вне зависимости от последних ограничений в ближайшие годы можно ожидать роста стоимости на бункеровку, которая закладывается в стоимость фрахта и, соответственно, повышает стоимость логистики для экспортеров, прогнозирует Трифонова. И морская доставка нефти может оказаться более чувствительной к подобным изменениям. «На это есть ряд причин. Во-первых, сужающееся число доступных судов для экспорта российской нефти и нефтепродуктов (под ограничения попали уже более 250 танкеров), а также их более возрастная структура (с большим удельным потреблением топлива)», — объясняет эксперт.

В целом стоимость доставки нефти из РФ без учета внутренней логистики в зависимости от ценовых изменений на рынке и величины дисконта уже составляет 9–15% от итоговой цены реализации. При растущей цене бункеровки, которая как минимум составляет 10% от стоимости фрахта, нагрузка на экспортеров будет увеличиваться, заключает Трифонова.

Источник: РБК