Как утверждают эксперты, в каждом ЖК есть 10% высоколиквидных торговых площадей, за которыми идет подлинная охота, и 90% «площадей так себе», часть которых из-за своей непривлекательности продается годами. Можно ли в такой ситуации говорить о настоящем дефиците?
Роль торговых площадей, входящих в состав ЖК, становится все более заметной на столичном рынке, и некоторые эксперты утверждают, что сегодня реализация нежилых помещений составляет внушительную часть выручки застройщика, практически конкурируя с продажей непосредственно жилья. А хватает ли торговых площадей всем желающим, потенциальным арендаторам и покупателям? Не вынуждены ли они под давлением дефицита «хватать» не то, что нужно, а то, что дают? Прежде всего стоит на берегу прояснить 1 важный момент, считает вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.
Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «На мой взгляд, классические ТЦ и торговые помещения в составе ЖК относятся к разным секторам одного рынка. Говорить, что спрос в одном сегменте выше или ниже, чем в другом, не совсем корректно, так как профессиональный арендатор выбирает, исходя из локации, посещаемости и наличия своего покупателя и делает это во всех секторах, а непрофессиональный — исходя из своего понимания рынка, близости к дому, наличия свободных площадей и так далее. И в классических ТЦ профессиональных арендаторов больше».
Соглашаясь и с тем, что интерес застройщиков к торговым площадям в составе жилых проектов вырос, и с тем, что на создание коммерции в ЖК сильно повлияло изменение потребительских предпочтений и концепция 15-минутного города, и с тем, что сегодня наличие полезной коммерции — мощное превосходство жилых проектов (особенно в Москве с ее расстояниями и транспортной загруженностью) и одновременно возможность для девелопера диверсифицировать источники дохода, директор по развитию компании Plus Development Дмитрий Можаров в разговоре о дефиците считает нужным оговориться: в большинстве проектов массового рынка доля коммерческих площадей часто не превышает 3-5%. И это нормально.
Дмитрий Можаров директор по развитию компании Plus Development «Понятно, что в такой ситуации конкуренция за площадки в хороших локациях будет высокая, особенно когда речь идет о небольших помещениях в 50-100 квадратных метров. Рост популярности онлайн-торговли и доставки снижает нужда в традиционных крупных магазинах, но увеличивает спрос на помещения под пункты выдачи заказов, склады последней мили и другие форматы, связанные с e-commerce. При этом пока сильно выраженного дефицита мы не наблюдаем. Вероятно, он проявится ярче в 2027-2028 годах, поскольку в данный момент многие девелоперы откладывают старт новейших проектов в ожидании более комфортных банковских условий. Сейчас же можно отметить, что, например, в новейших районах Москвы (таких как Коммунарка, Филимонковский и другие) спрос на коммерч...