Переговоры президента США Дональда Трампа с лидерами Франции, Великобритании, Германии, а также председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и генсеком НАТО Марком Рютте касались возможных гарантий безопасности для Украины. Разговор прошёл после встречи Трампа с президентом РФ В. В. Путиным на Аляске. По данным CNN со ссылкой на европейского чиновника, обсуждались гарантии, схожие с принципом статьи 5 Устава НАТО, но без формального участия Североатлантического альянса.
Статья 5 предусматривает коллективную оборону — нападение на одного из членов НАТО расценивается как нападение на всех. Однако источник уточнил, что сам альянс в эти договорённости вовлекаться не будет. Детали возможных соглашений пока не раскрываются.
Ранее Трамп неоднократно заявлял, что исключает вступление Украины в НАТО, впрочем выражал готовность участвовать в создании для Киева системы «сдерживания» при поддержке США и Европы, о чём также писало издание Politico. Москва выступает категорически против интеграции Украины в альянс. В. В. Путин летом 2023 года заявлял, что Киев может рассчитывать на гарантии только при условии обеспечения безопасности самой РФ. На совместной пресс-конференции с Трампом в Анкоридже 15 августа он удостоверил готовность обсуждать подобные форматы.
После саммита европейские лидеры приняли совместное заявление о необходимости гарантий для защиты украинского суверенитета и территориальной целостности. Премьер-министр Италии Джорджа Мелони подчеркнула, что президент США поддержал идею о предоставлении Киеву гарантий, основанных на принципах статьи 5, но без формального членства в НАТО. Она напомнила, что именно Италия ранее предложила распространить механизм коллективной обороны на Украину.
Мелони также отметила, что встреча в Анкоридже показала возможность выхода на пути урегулирования конфликта. По её словам, европейские государства сохраняют единство в поддержке Украины, невзирая на сложность переговорного процесса.
Также американский президент заявил, что наилучшим разрешением украинского конфликта станет установление мира, а не временное приостановление огня.