Владельцы большегрузов могут в ближайшее время вздохнуть свободнее. В Государственной думе предложили кардинальное решение, которое может повлиять не только на транспортный сектор, но и на цены для конечного потребителя.
С инициативой выступил депутат Госдумы Сергей Миронов — он предложил освободить большегрузы от обязательных платежей в системе "Платон". По его мнению, это не просто шаг в сторону бизнеса, но и важная мера для всей экономики страны.
"Это позволит снять лишние затраты с транспортных компаний, поддержит промышленные и сельхозпредприятия, снизит нагрузку на кошельки россиян", — отметил Миронов.
Система "Платон" начала работать в РФ в 2015 году. Её задача — взимать плату с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Введённый механизм был призван компенсировать вред, который тяжёлый транспорт наносит дорожному покрытию, а собранные средства — направлять на ремонт и строительство дорог.
Однако с годами "Платон" стал не только источником дохода для дорожного фонда, но и головной болью для логистических компаний. Особенно остро плата ощущается на фоне ежегодной индексации тарифа.
С 1 февраля текущего года стоимость проезда в системе "Платон" вновь выросла. На этот раз — на 19 копеек. Это 9,5% по сравнению с предыдущим тарифом: с 3,05 руб./км он увеличился до 3,34 руб./км.
Для сравнения: в среднем фура за день может пройти около 800 километров. Это значит, что за 1 день поездки по федеральным дорогам владельцу большегруза приходится заплатить практически 2 700 рублей только за "Платон". А за месяц работы сумма может перевалить за 50 тысяч рублей — довольно чувствительно даже для крупного бизнеса.
Индексация производится ежегодно в январе, с учётом официального уровня инфляции. По сути, плата за проезд растёт вместе с ценами на всё остальное.
Отмена "Платона" для большегрузов — это не просто облегчение для одной отрасли. Это способ сдержать рост цен на товары, особенно на те, что доставляются по дорогам из отдалённых регионов. А таких — большинство.
По логике Сергея Миронова, снижение издержек у логистов может отразиться на стоимости продукции для потребителей. Это касается как промышленного, так и сельскохозяйственного сектора. Иными словами, если транспортные компании будут тратить меньше, это может сдерживать инфляцию и, в конечном итоге, уменьшить сумму в чеке в супермаркете.
Кроме того, поддержка со стороны государства в виде отмены платы может оказаться критически важной для небольших компаний и ИП, которые работают на грани рентабельности.
У отмены "Платона" есть и скептики. Главный аргумент — потери дорожного бюджета. По официальным данным, система за годы работы принесла в казну более 200 млрд рублей. Эти деньги направляются на ремонт и содержание трасс.
Если от платы освободят большегрузы, возникает вопрос: чем заменить выпадающие доходы? Существуют предложения компенсировать недостачу из федерального бюджета, но пока этот механизм не разработан.
Кроме того, не исключено, что отмена взносов может вызвать недовольство у других участников дорожного движения, которые, по сути, тоже оплачивают содержание трасс — через акцизы и дорожный налог.
На сегодняшний день предложение Миронова — это лишь инициатива. Для её реализации потребуется целый ряд шагов: от обсуждения в профильных комитетах до голосования в Думе и согласования с правительством.
Но сам факт появления такой идеи — сигнал того, что давление на логистику и перевозки признано существенным даже на уровне федеральной власти.
Станет ли эта инициатива началом масштабного пересмотра принципов финансирования дорожной инфраструктуры — покажет время. А пока владельцы фур и фермеры наблюдают за развитием событий с надеждой.