В мире: Половина украинской армии помышляет о бегстве

Источник: ВЗГЛЯД (Деловая Газета) | Дата: 2 дней назад
Количество военнослужащих ВСУ, сбежавших из своих частей и подразделений, в последние месяцы резко выросло. Если соотнести их с официальными данными о численности ВСУ в целом, выяснится, что дезертиром является как минимум каждый пятый украинский военнослужащий. Но на самом деле их еще больше, причем значительно.

Термин «бусификация» стал на Украине словом 2024 года. Хотя претендовать на это звание могли бы и другие слова. Например, аббревиатура СЗЧ (Самовільне залишення військової частини, самовольное оставление части). То есть, по сути, корректный эвфемизм понятия «дезертирство». 

Оба слова достаточно скандальные. Но если бусификация постоянно мелькает в новостях, все видели ролики «упаковки» гражданских в автомобили и микроавтобусы ТЦК, то у СЗЧ наглядность на порядок меньше. Зато масштабы сопоставимые. К тому же бусификация – прямое следствие дезертирства. А дезертирство, в свою очередь, прямое следствие бусификации.

Именно из-за масштабов в последнее время к этой теме столько внимания. Хотя дезертировали из ВСУ всегда: и до начала СВО, и в 2022-м. Тогда украинские правоохранители возбудили более 9 тыс. соответствующих уголовных дел. В 2023-м – еще 22 тыс. А вот в 2024 году это явление стало действительно массовым, можно сказать – всенародным. Настолько, что даже мелькающие в СМИ оценки в 100–120 тыс. человек (уже чудовищно много) не вполне отражают ситуацию.

Дадим слово самим украинцам: «У нас открыто 114 тыс. уголовных дел. В некоторых делах фигурируют по 10–20 человек. Я знаю, что далеко не все такие дела попадают в статистику. Так что 150 тыс. СЗЧ – это довольно взвешенная цифра». Не максимальная планка, а взвешенная цифра. Это оценка начальника Первого добровольческого мобильного госпиталя им. Пирогова Геннадия Друзенко. Достаточно свежая: программа с его участием вышла в эфир 30 января.

Сравним, кстати, с численностью ВСУ. Глава киевского режима Владимир Зеленский не так давно заявлял, что в вооруженных силах Украины насчитывается 800 тыс. человек. То есть по самым скромным оценкам самих же украинских официальных лиц, из ВСУ сбегает примерно каждый пятый военнослужащий (почти 19%). На самом деле их даже больше.

По поводу статистики, куда попадают не все случаи. Тут у офицеров ВСУ работает все та же палочка-выручалочка – графа «пропал без вести». Дезертиров в нее тоже записывают. Ведь за дезертира спросят, а за пропавшего какой спрос?

Впрочем, есть еще категория элитных дезертиров. Тех, что регулярно откупаются от командования по одной из множества схем. Сидят на тыловых должностях, ежемесячно оплачивая «отсрочку» от отправки на передовую, ездят в бесконечные «командировки» (собирая деньги и волонтерскую помощь) и т. п. Цены, конечно, кусаются: в СМИ назывались суммы порядка 2 тыс. гривен за день, то есть порядка 1,5 тыс. долларов за месяц такой отсрочки.

Наиболее ярким примеро...