Лето — горячая пора не только в плане погоды, но и спроса на бензин. Именно в этот период потребление топлива традиционно растёт: сезон отпусков, активная перевозка грузов, сельхозработы. Однако в 2025 году власти решили действовать на упреждение, чтобы избежать традиционного скачка цен на АЗС. На последнем заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов вице-премьер Александр Новак сделал ряд жёстких заявлений и дал конкретные поручения ведомствам.
Александр Новак призвал Федеральную антимонопольную службу и Министерство энергетики строго контролировать ситуацию с ценами на бензин в летний период. Он подчеркнул, что ведомства должны следить за динамикой цен в ручном режиме, оперативно реагируя на возможные дисбалансы между спросом и предложением.
"Нельзя допустить резкого роста цен на бензин. Прошу Минэнерго совместно с нефтяными компаниями держать руку на пульсе и в ручном режиме балансировать поступление топлива на рынок, чтобы удовлетворить повышенный спрос потребителей в летний период и первые месяцы осени", — заявил Новак.
Особое внимание он уделил необходимости выстраивания эффективной логистики и сокращению издержек в цепочке поставок. Вице-премьер поручил РЖД устранить проблему с простоем порожних вагонов, что мешает оперативной доставке топлива.
На фоне весеннего повышения цен на бензин, к концу июня 2025 года рентабельность продаж на автозаправках снизилась до уровней начала года. По данным отраслевых мониторингов, чистая маржа с продажи литра АИ-92 составила всего 2 рубля, а по АИ-95 — 3,7 рубля. Напомним, что в марте маржинальность достигала 6-7 рублей за литр.
С одной стороны, это говорит о стабилизации рынка, с другой — показывает его чувствительность к любым сбоям в логистике, переработке или биржевой торговле. Любое напряжение в одном из звеньев может шустро сказаться на ценниках на АЗС.
Новак также обратился к нефтяным компаниям с настоятельной рекомендацией исключить схемы перекупки топлива между собой. По его словам, нефтепродукты должны продаваться по прямым договорам, что позволит избежать лишнего накручивания цен и повысит прозрачность цепочек поставок.
Эта мера направлена на снижение спекулятивного давления на рынок и укрепление прямых связей между производителями и конечными покупателями — как розничными АЗС, так и крупными потребителями топлива.
Одной из ключевых проблем остаётся логистика: простаивающие порожние железнодорожные вагоны, дефицит инфраструктуры и высокая загруженность путей. По словам Новака, пока не будет налажена ритмичная погрузка и отправка топлива, риски перебоев с поставками останутся.
Поручение РЖД устранить проблему с порожними вагонами можно расценивать как сигнал к активному вмешательству в логистические процессы. Особенно это актуально в пик сезона, когда каждый день задержки может стоить потерянных миллионов рублей.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в июне наблюдалось снижение оптовых цен на бензин. Однако эксперты предупреждают, что эффект от этого снижения может быть временным, если не будет обеспечено стабильное обеспечение регионов.
К тому же, летом традиционно растёт внутренняя конкуренция между регионами за объёмы топлива, особенно в удалённых и туристически привлекательных зонах.